31 марта, в весенние каникулы, состоялась паломническая поездка учащихся воскресной школы в Санкт-Петербург. Большое спасибо отцу Роману, Людмиле Вениаминовне и Наталье Аркадьевне, благодаря усилиям которых поездка получилась увлекательной, душеполезной и комфортной. Началась она, по традиции, с молебна. А по дороге в Санкт-Петербург детям скучать не пришлось.

Людмила Вениаминовна и Наталья Аркадьевна провели викторину по теме предыдущей поездки воскресной школы «Ангелы над Петербургом». Ребята активно отвечали на вопросы, получая за правильные ответы сладкие призы. 

Первым местом нашего паломничества стал храм Спаса на Крови (Воскресения Христова) на Набережной Канала Грибоедова, возведённый на месте, где в результате очередного покушения был смертельно ранен царь Александр II. Взошедший на престол сын погибшего императора Александр III решил построить на этом месте храм в русском стиле, который должен был включать тот самый фрагмент брусчатки, на который пролилась кровь Александра II. В итоге конкурса был выбран проект петербургского архитектора Альфреда Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой Пустыни архимандрита Игнатия (в миру Иван Васильевич Малышев). 

Ребята с большим интересом рассматривали внутреннее убранство храма и слушали увлекательный рассказ экскурсовода. Они узнали, что отличительной особенностью храма Спаса на Крови является нетипичная для традиционного убранства храмов в России сень, под которой находится подлинное место смертельного ранения императора Александра II. Важной особенностью являлось и то, что храм Воскресения Христова не был обычным приходским храмом, не был рассчитан на массовое богослужение; там не крестили, не венчали, не отпевали; в нём проходили службы, посвященные памяти Александра II и произносились проповеди. 

Храм выстроен из красно-коричневого кирпича, его фасады покрывает сложный декор. Пять центральных глав храма напоминают московский храм Василия блаженного, с которым часто сравнивают Спас на Крови. Внутри храма расположены 20 гранитных досок, описывающих деяния Александра второго как царя-реформатора, царя-освободителя.

Ребята узнали, что храм Воскресения Христова является крупнейшим мозаичным собранием в Европе; его украшает более 7000 квадратных метров мозаики, а живопись отсутствует вовсе. Над эскизами для мозаик работало более 30 русских художников. Это В.М. Васнецов, М.В.Нестеров, А.П.Рябушкин, Н.Н. Харламов, В.В.Беляев и др. Мозаика была создана в мастерской Фроловых, где применялся очень эффективный обратный способ набора мозаики. За 12 лет мастерская сумела создать колоссальное убранство храма.

Кроме мозаичного храм имеет богатейшее каменное убранство. Это мраморный иконостас киота из зелёной уральской яшмы и уральского родонита, стены,облицованные итальянским серпентинитом,и, конечно, сень с колоннами из серой яшмы,сводом, облицованным лазуритом, и с топазовым крестом на вершине.

Удивительно, что во время войны в главный купол храма попал крупнокалиберный снаряд, который не взорвался и был извлечён и обезврежен только в 1961-м году.

В 1930-м году храм был закрыт. Службы возобновились в нём 27 мая 2004г. Первое после закрытия богослужение служил митрополит Санкт-петербургский и Ладожский Владимир. В настоящее время службы в храме Воскресения Христова проводятся регулярно.

Дальше наш путь лежал к Исаакиевскому собору, и накрапывающий дождик не помешал нам полюбоваться величественным видом самого большого собора Санкт-Петербурга. Мы узнали , что одновременно в соборе могут находиться 7500 человек. Освящён собор во имя преподобного Исаакия Далматского, почитаемого Петром I святого, так как император родился в день его памяти. В соборе установлен бюст архитектора Огюста Монферрана, созданный из камней, использовавшихся при строительстве здания. Войдя внутрь, мы в очередной раз с восхищением рассматривали богатое убранство Божьего храма: стены и потолки, украшенные сверху донизу великолепными настенными росписями, мозаикой, скульптурами, мраморной отделкой, пол, выполненный в виде шахматного рисунка из разноцветного мрамора.

Ребятам было интересно узнать, что Исаакиевский собор - это уже четвёртый храм, стоящий на этом месте со времён императора Петра Первого. А первые три храма также были освещены в честь святого Исаакия Далматского. Дети внимательно рассматривали макеты трех храмов-предшественников собора, а также макет подъемной машины, с помощью которой устанавливались 112 огромных внешних колонн собора. Всего же в строительстве собора приняло участие 400 000 рабочих — государственных и крепостных крестьян. По форме собор представляет собой четырехугольное здание, увенчанное посередине грандиозным куполом, с четырьмя колокольнями на углах. Встав прямо под куполом и подняв глаза наверх, дети внимательно рассматривали одну из работ Карла Брюллова — плафон, изображающий молящуюся Богородицу. По правую руку от Богородицы находится Иоанн Креститель, а по левую – Иоанн Богослов. В самом центре плафона - белый голубь, символизирующий Святой Дух. Известно, что данную роспись К.Брюллов создавал 4 года. Все иконы в храме выполнены из мозаики. Особенной красотой и величием  поразил паломников запрестольный образ Спасителя, выписанный особым образом на стекле. Иконостас главного алтаря украшен драгоценными колоннами из малахита. Всего же в соборе насчитывается 103 настенные росписи. А общий вес золотого убранства — 100 килограмм.

Во время Великой Отечественной войны собор пострадал от бомбёжек и артобстрела, на стенах и колоннах местами сохранены следы от снарядов. А вокруг храма были разбиты грядки, где выращивались овощи. В соборе во время блокады хранились экспонаты музеев. Здание было заметной мишенью для немецких лётчиков во время Великой Отечественной войны из-за своего огромного золотого купола. Жители покрывали его зелёной краской, чтобы сделать менее заметным, что позволило спасти собор и множество произведений искусства от уничтожения. Когда экскурсовод Елена Никифоровна закончила свой яркий и увлекательный рассказ о храме, дети не хотели расходиться и продолжали задавать ей вопросы.

Дальше наш путь лежал к Подворью Оптиной Пустыни на Набережной Лейтенанта Шмидта. Небо к тому времени прояснилось, мы слушали рассказ Людмилы Вениаминовны о храме Успения Божией Матери у его стен и грелись под теплыми апрельскими лучами. 

Оказавшись внутри храма, мы с благоговением приложились к мощам Св. преподобного Амвросия Оптинского, Образу Божией Матери «Скоропослушница», который написан на Святой Горе Афон и является точным списком с чудотворной иконы, одной из десяти самых почитаемых святынь Афона, а также к иконе и мощевику Собора преподобных старцев Оптинских. Рака с сенью и частицей мощей старца Амвросия, живописная икона и мощевик преподобных старцев Оптинских были установлены в храме Успения Пресвятой Богородицы в 2014 году по благословению Наместника монастыря Оптина Пустынь архимандрита Венедикта. Здесь же, в трапезной храма, паломники подкрепили свои силы вкусным обедом, приготовленным братией Подворья. 

Последним местом путешествия стал Николо-Богоявленский Морской собор на Никольской площади, построенный в 1753-1762 гг в стиле русского барокко. Паломники, подходя к собору, задержались, чтобы снова полюбоваться его позолоченными куполами, фасадами ярко-голубого цвета, лепными гирляндами из цветов и листьев, декоративными скульптурами и стройными белыми колоннами, балкончиками с узорными коваными решетками. Собор является главным для всех военных моряков Санкт-Петербурга и является символом благословения Санкт-Петербурга как города морской славы.

В верхней церкви собора и в большей части нижней церкви сейчас идут реставрационные работы. И мы были рады возможности поклониться главной святыне собора, располагающейся в его нижней церкви, - греческой иконе святителя Николая Чудотворца 17 века с частицей его мощей, доступ к которой во время реставрационных работ разрешён.

Перед тем, как отправиться в обратный путь, Людмила Вениаминовна рассказала нам об одном удивительном месте неподалеку от Морского собора на стыке двух каналов-Крюкова и Грибоедова. Поднявшись здесь на Пикалов мост и поворачиваясь по часовой стрелке, можно разглядеть еще 6 мостов. Это так называемое Семимостье. Петербуржцы говорят, что если здесь загадать желание, то оно обязательно исполнится. Мы тоже прогулялись к этому месту и сами нашли и сосчитали все 7 мостов. 

Ну, а теперь пора возвращаться домой. На обратном пути Натальей Аркадьевной был заготовлен для ребят заключительный, самый сложный вопрос по теме поездки. Но среди нас нашелся знаток, который блестяще ответил на него и был поощрён сладким призом.

Экскурсия завершилась. Большое спасибо Людмиле Вениаминовне за подробные описания всех мест, которые мы посетили, за ее терпение, за интересную и насыщенную программу. Особые слова благодарности сопровождавшему нас отцу Роману, который сумел создать в группе атмосферу радости, доброжелательности, молитвенный настрой, и всей нашей группе за поддержку и внимание друг к другу!Храни всех Господь!

    Узнать больше
    о нашем храме

    Приходская воскресная школа

    На начало 2018 года в Соборной церковно-приходской школе обучаются 124 детей в возрасте от 4 до 17 лет. Действуют нулевой, 1, 2 и 3 учебные классы. Преподавательский состав: протоиерей Антоний Добош (Почаевская Духовная Семинария), иерей Николай Виноградов (Санкт-Петербургская Духовная Семинария), диакон Дмитрий Евтушенко (Санкт-Петербургская Духовная Семинария), диакон Игорь Буцко (Почаевская Духовная Семинария), Табакова Инна Леонидовна (Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет), Кунина Людмила Вениаминовна (Российский государственный педагогический университет имени Герцена), Рухлова Евгения Викторовна (Российский государственный педагогический университет имени Герцена), Калинина Елизавета Александровна (Санкт-Петербургский государственный университет), Родионова Ирина Вячеславовна (Астраханский государственный технический университет). Директор школы - протоиерей Роман Иванов. Духовник школы - настоятель протоиерей Стефан Витько.

    Перейти к статьям

    Социальное служение

    4 февраля 2011 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви принят документ «О принципах социальной работы в Русской Православной Церкви», в соответствии с которым Приходским собранием Прихода собора иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», состоявшемся 22 ноября 2011 года, было принято решение об организации социальной работы на Приходе. Введена штатная должность социального работника, на которую назначен прихожанин Волков Владимир Анатольевич. Общая организация, координация и контроль социальной работы находятся в компетенции настоятеля.

    Перейти к статьям

    Молодежное движение

    kovcheg"Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть по одиночке" в этом бушующем житейском море.
    С 2016 года в нашем Приходе живет полноценной жизнью и действует Движение "Ковчег", объединяющее молодых людей на твердом фундаменте веры Христовой и церковного служения. Духовно окормляет, направляет и вдохновляет деятельность молодежной общины протоиерей Антоний Добош.

    Перейти к статьям

    Паломническая служба

    С апостольских времен христиане совершали паломничество по святым местам, чтобы, поклонившись почитаемым святыням, принести покаяние и вознести благодарственную молитву ко Господу, испросить помощи и заступничества угодников Божиих. Чудотворные иконы, исцеляющие источники, святые мощи, возрожденные монастыри могут стать местом исцеления вашей души и тела. Человек, соприкоснувшись с подвигом великих подвижников, историей святых обителей, с красотой церковной архитектуры, начинает задумываться о временных и вечных ценностях жизни.
    Паломничество - это и духовный подвиг. Здесь преодоление собственных немощей и мирских искушений, стяжание смирения, а подчас — испытание и очищение веры.

    Перейти к статьям

    Воскресный кинозал

    kinozalВоскресный кинозал работает в нашем храме с 2006 года. По воскресным вечерам, по окончании молебна с акафистом, все желающие собираются в нижнем зале собора для того, чтобы принять участие в совместном просмотре видеофильма на православную тематику. За прошедшие годы просмотрено более 100 документальных и художественных фильмов. Это фильмы о монастырях и святынях православия, жизнеописания и фильмы о святых, исторические и просветительские фильмы.
    После просмотра проходит обсуждение увиденного в неформальной теплой обстановке чаепития. Обсуждения часто выходят за рамки тематики фильма и касаются любых актуальных тем христианской жизни.

    Перейти к статьям