Интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла опубликовано в первом номере журнала «Православное образование» за 2015 год.

— Ваше Святейшество! За прошедшие пять лет система религиозного образования в Русской Православной Церкви претерпела существенные изменения. Какие из достигнутых результатов Вы считаете самыми важными?

— Положительных результатов немало. Но самый важный, на мой взгляд, заключается в том, что нам удалось достичь качественного повышения уровня религиозного образования. А произошло это во многом благодаря тому, что выстроилась четкая система. Системность касается в первую очередь учебных программ, которые реализуют сегодня православные школы и гимназии, воскресные школы и другие образовательные учреждения. Такого раньше не было, ведь нередко в программах различных православных или воскресных школ даже в пределах одной епархии царила настоящая разноголосица. В настоящее время эти программы опираются на общецерковные стандарты, которые соотносятся с государственными образовательными стандартами. Еще одно весьма важное изменение связано с более тесным и интенсивным взаимодействием Церкви и органов государственной власти в сфере образования и просвещения. Кроме того, впервые в новейшей истории России представители Церкви стали приглашаться к участию в самом законотворческом процессе в области образования. Так, в работе над новым Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» в его части, касающейся религиозного образования, приняли активное участие представители целого ряда синодальных учреждений. В результате этой работы удалось внести в закон очень важные нормы и положения.

В общем можно сказать, что православное образование сегодня поставлено на очень серьезную профессиональную основу. Это уже не только и не столько труд каких-то отдельных волонтеров-энтузиастов, но масштабная системная работа церковных структур самого различного уровня. За это время между Синодальным и епархиальными отделами религиозного образования и катехизации выработался достаточно слаженный механизм взаимодействия, благодаря которому успешный опыт отдельных епархий постепенно распространяется и усваивается всей Церковью. В целом, подводя некоторый итог, следует сказать, что с помощью Божией немалого удалось достичь за это время. Многое, конечно, еще и предстоит сделать. Но хотел бы подчеркнуть: все, что перечислено сейчас мною, — это реальный, ощутимый результат серьезной и кропотливой общецерковной работы на протяжении последних пяти лет.

— Сегодня Церковь активно развивает процесс катехизации на приходах и создает благоприятные условия для воцерковления людей, приходящих в храм: введена минимальная огласительная практика для людей, желающих креститься и венчаться, в епархиях создаются образовательные центры по подготовке катехизаторов, во многих храмах появились стенды с информацией, в том числе об образовательных проектах прихода. Какие еще ключевые задачи Церковь ставит сегодня перед катехизаторами?

— Каждая душа человеческая многоценна в очах Божиих. Потому очень важно, чтобы человек, приходящий в храм, чувствовал, что его здесь ждут, что ему рады, что его готовы выслушать и, если нужно, помочь. Церковь сегодня уделяет особое внимание развитию катехизаторской деятельности. В настоящее время на большинстве приходов трудятся штатные катехизаторы, в помощь которым группой специалистов Синодального отдела религиозного образования и катехизации было издано «Практическое руководство по приходскому консультированию», рекомендованное Синодальным отделом для использования во всех епархиях и приходах Русской Православной Церкви. Кроме того, разработаны и размещены в открытом доступе макеты буклетов о церковных праздниках, готовятся буклеты по иным церковным повседневным вопросам, чтобы каждый настоятель мог распечатать их и разместить на информационном стенде в храме. Решается постепенно и кадровый вопрос. В целом, все условия для успешной работы есть. Теперь дело во многом за епархиями и приходами.

Сегодня перед священнослужителями и мирянами, которые проводят катехизацию, стоит весьма ответственная задача. Задача эта заключается в том, чтобы изменить потребительское отношение людей к Церкви. Ведь как часто происходит? Люди хотят покрестить ребенка или обвенчаться, но идут на катехизические беседы лишь потому, что это является необходимым условием для совершения Таинств Крещения и Брака. Церковь такими людьми воспринимается как своего рода бюро по оказанию духовных услуг. Без сомнения, такое отношение в значительной степени сформировано мировоззренческой парадигмой общества потребления. Но это отношение необходимо менять. И это во многом зависит от усилий катехизатора, от его подхода к совершаемому служению. Важно, чтобы люди пересмотрели свое отношение к Церкви. Церковь — это не комбинат по производству благодати, а живой богочеловеческий организм, в котором обитает и действует Святой Дух. Важно, чтобы те, кто приходит в храм на беседы, осознали это, захотели больше узнать о Православии и о том, чем живет Церковь, чтобы у них появилось желание участвовать в ее жизни.

Катехизация призвана открыть для них подлинное христианство, показать красоту и глубину Божественного откровения, тронуть их души и сердца спасительной Евангельской вестью.

— Вы непосредственно участвовали во введении новой предметной области или, как говорят, комплексного курса по религиозным культурам и светской этике для общеобразовательных школ. Насколько, по Вашему мнению, успешно проведена апробация и как сейчас реализуется курс? Довольны ли Вы показателями выбора Основ православной культуры? Когда преподавание религиозных культур будет расширено от экспериментального формата по всем годам обучения?

— Введение в 2009 году в общеобразовательных школах России комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) я считаю большим совместным достижением нашего общества, государства и Церкви. Преподавание в светской муниципальной и государственной школе традиционной религиозной культуры, приобщение детей к духовно-нравственным ценностям народа — это норма. Норма в любой национальной школе. Ведь полноценное, гармоничное воспитание человека невозможно в отрыве от духовных и культурных корней, вне его связи с культурой народа.

Этот курс призван способствовать не только укреплению межрелигиозного мира в нашей стране, но и духовно-нравственному воспитанию школьников, развитию внутренних связей между школьным образованием и семейным воспитанием. В целом это весомый вклад в обновление и школы, и общества. Но вклад, эффект от которого пока реализован лишь на десять процентов. Ведь не будем забывать, что преподавание этой дисциплины ведется пока что только в одном классе из одиннадцати классов средней школы.

В целом можно сказать, что апробация курса прошла успешно. Но есть и определенные трудности. Что касается выбора ОПК, то проблемы с этим сейчас сохраняются лишь в нескольких регионах. Осталось буквально несколько таких регионов, где выбор ОПК явно не соответствует структуре населения. Есть и «уникальный», можно сказать, регион — Татарстан, где региональная власть считает возможным за людей решать, что им можно изучать в рамках ОРКСЭ, а что нельзя. ОПК — нельзя. При этом грубо нарушаются гражданские права и требования федерального законодательства, игнорируются решения Президента, Правительства, Министерства образования и науки. С таким положением мы не можем согласиться как участники введения ОРКСЭ, представляющие в этом процессе интересы православного населения. Мы и дальше будем делать все возможное, дабы переломить эту нездоровую ситуацию, будем и дальше ставить этот вопрос на самых различных  государственных уровнях.

Что касается расширения преподавания ОРКСЭ, то соответствующие предложения были подготовлены еще два года назад и предусматривают последовательное расширение преподавания на 2-10 классы. Министерство образования пока придерживается позиции, что приступать к расширению рано. Наша позиция состоит в том, что, по крайней мере, надо начинать подготовительную работу по реализации указанной концепции, готовить учебные и методические материалы, выделять средства на подготовку учителей. Есть возможность вводить преподавание ОРКСЭ по всем годам обучения не сразу по всей стране, а выборочно — решением отдельной школы, педагогического коллектива и родителей обучающихся там детей. Такую модель можно принять как переходную.

— В Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам духовного образования и религиозного просвещения идет работа над Образовательной концепцией Русской Православной Церкви. Насколько необходим и важен сегодня этот документ для Церкви? Станет ли он обязательным для всех епархий? Планируется ли создание некой «дорожной карты» с четкими инструкциями о том, как и что надо делать? Или каждая епархия будет самостоятельно разрабатывать стратегию развития православного образования, опираясь на этот документ?

— Образовательная концепция — это основополагающий документ, который должен обозначить стратегию развития системы образования Русской Православной Церкви на годы вперед. Безусловно, он важен и необходим сегодня. Но работа над этим документом продолжается и по сей день. Ситуация в образовании сейчас меняется очень быстро, изменяются нормативные документы, концептуальные подходы, ориентиры в образовательной политике государства. Если мы хотим иметь действительно такой, можно сказать, «долгоиграющий», стратегический документ, то не следует торопиться с его принятием.

Приведу в этом отношении пример. В новый Закон «Об образовании в Российской Федерации», как я сказал, вошла статья о религиозном образовании. Однако пока не все наши законодатели соглашается с тем, что религиозное образование — это полноценный компонент образовательной системы в России. Духовное образование — да, воскресная школа при храме — да. Но вот понимание того, что религиозное образование по выбору может быть в детском саду, в школе или в вузе, еще не сложилось у многих отечественных юристов. В большинстве стран мира такое понимание есть, но у нас пока, к сожалению, еще нет.

И вот представьте, мы «заведем» этот закон в нашу образовательную концепцию. Тогда мы как бы сами ограничим процесс восстановления православного религиозного образования в российской школе, системе образования той ситуацией, которая сложилась на сегодня.

— Какие задачи Церковь ставит сегодня перед православным педагогическим сообществом? К чему необходимо стремиться?

— О задаче по расширению преподавания православной культуры по всем годам обучения детей в общеобразовательной школе, хотя бы один час в неделю, я уже сказал. Можно добавить, что это должно быть преемственно с изучением православной культуры, православным духовно-нравственным воспитанием и развитием детей в дошкольном образовании. Сейчас по новому закону и детские сады, и средние школы — все это общее образование. И здесь должна быть преемственность, возможность непрерывного приобщения ребенка к ценностям и традициям Православия по свободному выбору его семьи.

До сих пор не решен вопрос с получением научных степеней по теологии. Многие годы наши предложения по этому вопросу наталкиваются на устаревшие советские идеологические стереотипы, главный из которых: «теология — не наука». Ситуация более чем абсурдная, учитывая тот факт, что даже самые экзотические философские направления, не основанные ни на чем, кроме произвола «свободного мыслителя», тем не менее считаются научными в рамках философии. Надеемся, что в этом году вопрос с подготовкой научных кадров по теологии все-таки решится положительно.

— Ваше Святейшество, Вы в числе первых начали процесс создания образовательной системы на базе Смоленской епархии. Какие трудности стояли тогда перед Вами? Поделитесь своим опытом с читателями журнала.

— Самая главная трудность, с которой пришлось столкнуться мне как епархиальному архиерею — это острый кадровый голод. Не хватало не то что преподавателей для воскресных школ или православных школ, о которых, кстати говоря, трудно было даже помыслить тогда, не хватало священников. В общем, как говорят у нас в народе, работы было непочатый край.

Именно преодоление недостатка кадров было для меня одной из первоочередных задач в те годы. Тогда и было принято решение о создании в Смоленске духовного училища, призванного готовить пастырей для Смоленской и иных епархий. Образование первого в регионе духовного училища, преобразованного позднее в семинарию, во многом определило развитие всего религиозного образования в епархии.

Благодаря искреннему энтузиазму многих неравнодушных людей в 90-е годы удалось учредить первый православный детский сад, открыть несколько православно ориентированных школ и гимназий, а смоленский опыт введения в программу общеобразовательных школ предмета «Основы православной культуры» стал одним из самых успешных в России.

Патриархия.ru

    Узнать больше
    о нашем храме

    Приходская воскресная школа

    На начало 2018 года в Соборной церковно-приходской школе обучаются 124 детей в возрасте от 4 до 17 лет. Действуют нулевой, 1, 2 и 3 учебные классы. Преподавательский состав: протоиерей Антоний Добош (Почаевская Духовная Семинария), иерей Николай Виноградов (Санкт-Петербургская Духовная Семинария), диакон Дмитрий Евтушенко (Санкт-Петербургская Духовная Семинария), диакон Игорь Буцко (Санкт-Петербургская Духовная Семинария), Табакова Инна Леонидовна (Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет), Кунина Людмила Вениаминовна (Российский государственный педагогический университет имени Герцена), Рухлова Евгения Викторовна (Российский государственный педагогический университет имени Герцена), Калинина Елизавета Александровна (Санкт-Петербургский государственный университет), Родионова Ирина Вячеславовна (Астраханский государственный технический университет). Директор школы - протоиерей Роман Иванов. Духовник школы - настоятель протоиерей Стефан Витько.

    Перейти к статьям

    Социальное служение

    4 февраля 2011 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви принят документ «О принципах социальной работы в Русской Православной Церкви», в соответствии с которым Приходским собранием Прихода собора иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», состоявшемся 22 ноября 2011 года, было принято решение об организации социальной работы на Приходе. Введена штатная должность социального работника, на которую назначен прихожанин Волков Владимир Анатольевич. Общая организация, координация и контроль социальной работы находятся в компетенции настоятеля.

    Перейти к статьям

    Молодежное движение

    kovcheg"Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть по одиночке" в этом бушующем житейском море.
    С 2016 года в нашем Приходе живет полноценной жизнью и действует Движение "Ковчег", объединяющее молодых людей на твердом фундаменте веры Христовой и церковного служения. Духовно окормляет, направляет и вдохновляет деятельность молодежной общины протоиерей Антоний Добош.

    Перейти к статьям

    Паломническая служба

    С апостольских времен христиане совершали паломничество по святым местам, чтобы, поклонившись почитаемым святыням, принести покаяние и вознести благодарственную молитву ко Господу, испросить помощи и заступничества угодников Божиих. Чудотворные иконы, исцеляющие источники, святые мощи, возрожденные монастыри могут стать местом исцеления вашей души и тела. Человек, соприкоснувшись с подвигом великих подвижников, историей святых обителей, с красотой церковной архитектуры, начинает задумываться о временных и вечных ценностях жизни.
    Паломничество - это и духовный подвиг. Здесь преодоление собственных немощей и мирских искушений, стяжание смирения, а подчас — испытание и очищение веры.

    Перейти к статьям

    Воскресный кинозал

    kinozalВоскресный кинозал работает в нашем храме с 2006 года. По воскресным вечерам, по окончании молебна с акафистом, все желающие собираются в нижнем зале собора для того, чтобы принять участие в совместном просмотре видеофильма на православную тематику. За прошедшие годы просмотрено более 100 документальных и художественных фильмов. Это фильмы о монастырях и святынях православия, жизнеописания и фильмы о святых, исторические и просветительские фильмы.
    После просмотра проходит обсуждение увиденного в неформальной теплой обстановке чаепития. Обсуждения часто выходят за рамки тематики фильма и касаются любых актуальных тем христианской жизни.

    Перейти к статьям