10 февраля (29 января по старому стилю) 1837 года – трагическая дата в истории русской культуры. В этот день скончался Александр Сергеевич Пушкин – российский поэт, имя и творчество которого широко известны во всем мире. В его память ежегодно в церковном доме на Временном поселке проводятся поэтические встречи, где звучат знаменитые произведения Александра Сергеевича.

В этом году в мероприятии приняли участие представители творческой интеллигенции, учителя и социальные педагоги, духовенство, а также молодежь.
О вкладе Пушкина в развитие русской литературы мы знаем со школы, и нет смысла повторяться. Мы же только хотим напомнить одну духовную истину: как бы велики не были заслуги человека в той или иной области искусства или науки, делами оправдаться перед Богом человеку невозможно. А чем был наполнен разум и сердце поэта? Увы, тоже знаем со школы: светская суета, дуэли, последняя из которых стоила ему жизни.

Последние дни поэта детально задокументированы и описаны в книге Вересаева «Пушкин в жизни». На основе этих документальных записей, можно сказать, что в последние дни жизни в душе Александра Сергеевича произошли коренные изменения, или, выражаясь библейской терминологией, он покаялся.
Вот несколько выдержек из описания дуэли:

"Ужас сопровождал их бой. Они дрались, и дрались на смерть. Для них уже не было примирения, и ясно видно было, что для Пушкина была нужна жертва или погибнуть самому...

На коленях, полулежа, Пушкин целился в Дантеса в продолжение двух минут и выстрелил так метко, что, если бы Дантес не держал руку поднятой, то непременно был бы убит; пуля пробила руку и ударилась в одну из металлических пуговиц мундира, причем все же продавила Дантесу два ребра.
Придя в себя, Пушкин спросил у д`Аршиака:
- Убил я его?
- Нет, - ответил тот, - вы его ранили.
- Странно, - сказал Пушкин, - я думал, что мне доставит удовольствие его убить, но я чувствую теперь, что нет... Впрочем, все равно. Как только мы поправимся, снова начнем."

Как видим, дуэль задокументирована до мельчайших подробностей, и этот документ изображает Пушкина жаждущего крови, Пушкина, одержимого ненавистью. Будучи раненым, он думает только об одном: как быстрее поправиться, чтобы опять повторить это жестокое безумие с начала.
И вот Пушкин на смертном одре и здесь мы видим совсем другого Пушкина.

"Он согласился исповедаться:
- За кем прикажете послать?
- Возьмите первого, ближайшего священника, - отвечал Пушкин.
Послали за отцом Петром, что в Конюшенной."

Княгиня Мещерская-Карамзина впоследствии вспоминала:

"Он исполнил долг христианина с таким благоговением и таким глубоким чувством, что даже престарелый духовник его был тронут и на чей-то вопрос по этому поводу отвечал: -- "Я стар, мне уже недолго жить, на что мне обманывать? Вы можете мне не верить, когда я скажу, что я для себя самого желаю такого конца, какой он имел."

Но, очевидно, Александр Сергеевич не просто исповедался; он покаялся в библейском значении этого слова. "Cотворите же достойный плод покаяния", (Мф. 3:8) - сказано в Евангелие. И Пушкин принёс достойный плод. Он от всей души простил Дантеса, к которому только вчера питал неистовую ненависть. Вот документальные свидетельства:

"Подозвав Данзаса, Пушкин просил его записывать и продиктовал ему все свои долги, на которые не было ни векселей, ни заемных писем. Потом он снял с руки кольцо и отдал Данзасу, прося принять его на память. При этом он сказал Данзасу, что не хочет, чтоб кто-нибудь мстил за него, и что желает умереть христианином.

Данзас (секундант Пушкина не путать с Дантесом), сказал ему, что готов отомстить за него тому, кто его поразил. - "Нет, нет, - ответил Пушкин, -мир, мир".

И далее:

"Пушкин просил сперва князя Вяземского, а потом княгиню Долгорукову на том основании, что женщины лучше умеют исполнить такого рода поручения: ехать к Дантесам и сказать им, что он прощает им."

Мы все знаем из Евангелия историю разбойника на кресте, который в свой смертный час исповедал Иисуса Господом, и Господь ответил ему: Истинно говорю тебе, ныне же будешь со мною в раю. (Лук.23:43) И Пушкин, подобно разбойнику на кресте, на смертном одре принёс достойный плод покаяния простивши своего врага, и поэтому есть все основания считать, что он обрёл спасение.

В заключение мы хотели процитировать ещё одно документальное свидетельство, над которым следовало бы задуматься. Князь П. А. Вяземский вспоминал:

"Священник говорил мне после со слезами о нем и о благочестии, с коим он исполнил долг христианский. Пушкин никогда не был вольнодумцем, по крайней мере, не был им в последние годы жизни своей: напротив, он имел сильное религиозное чувство: читал и любил читать Евангелие, был проникнут красотою многих молитв, знал их наизусть и часто твердил их."

Итак, почему погиб Пушкин? Каковы были духовные причины трагедии? Как мы видим, он читал Евангелие, и даже молился заученными молитвами, но тем не менее не хотел менять свою жизнь согласно Слову Божьему; суета мира сего для него была важней. Но, чувствуя приближение конца, он позволил Слову Божьему, которое до сих пор было только в его разуме, но не в сердце, войти в сердце и изменить его. Поэтому и появилась у него сила простить своего врага…