Зачем нужно изучать историю Отечества? Почему вопросы, которые задавала и задает наука история, актуальны для современного человека? Или мы должны молчаливо согласиться с иронической усмешкой некоторых наших современников: «Кому нужна в наше время история?» Думаю, можно рассмотреть важность изучения истории Отечества с научной и общечеловеческой точки зрения. Для меня общечеловеческий ракурс рассмотрения, как для мамы, воспитывающей детей, представляет большую ценность, поэтому начну с него.

Что значит слово «человек»? «Чело» в «век». «Чело» - «глава, голова чего-либо, начало или верх; лицо» (словарь В.И. Даля); «век» - «продолжительная пора; время чего-либо, замечательное чем-либо... В век, веки - во веки веков… от века до века, навсегда, на вечные времена, вековечно, бесконечно» (словарь В.И. Даля). Значит, «человек» - это тот, кто «обращен лицом к вечности». И значит, процесс воспитания ребенка, будущего человека должен стремится к недосягаемой высоте, ко Христу.



Мы должны воспитать не просто хорошего человека, гражданина, мы должны воспитать Небу Ангела. «Мать, рождая дитя, дает миру человека, а потом должна она в нем дать Небу Ангела. Нет более высокого искусства, чем искусство воспитания. Живописец и ваятель творит только безжизненную фигуру, а мудрый воспитатель создает живой образ, смотря на который радуются Бог и люди» (свт. Иоанн Златоуст). Изучение истории Отечества играет важную роль в воспитании патриотизма в подрастающем поколении. А это, думаю многие согласятся, важная составляющая в воспитательном процессе. Изучение истории России, как и русской литературы, пронизанной духом христианства, вносит свой заметный вклад в духовное воспитание наших детей. Ведь в рамках изучения русской истории нашему подрастающему поколению рассказывается о «святых в земле Российской просиявших»: о славной равноапостольной угоднице Божией Ольге, «светом веры воссиявшей и путь ко Христу́ всем россиянам показавшей», о святом равноапостольном князе Владимире Красное Солнышко, «идолы поправшаго и всю Российскую землю Святым Крещением просветившаго», о святом преподобном Сергии Радонежском, «мужески в пустыню вселившемся… и плоды смирения возрастившем», о святом преподобном Серафиме Саровском, «непрестанной молитвою и трудом в пустыне подвизавшемся и умиленным сердцем любовь Христову стяжавшем», - об их подвигах и житие. История России, которая почти от самых истоков тесно связана с христианством, знакомит детей с процессом христианизации Руси, с просветительской деятельностью святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, с важнейшими памятниками культуры – летописями, проникнутыми патриотическим чувством, с древнерусской литературой («Повесть временных лет», «Чтение о житии Бориса и Глеба» монаха Киево-Печерского монастыря Нестора нач. XII в., «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона нач. 40 гг. XI в., «Память и похвала Владимира» монаха Иакова вт. пол. XI в., «Поучение детям» Владимира Мономаха – восхваление праведной жизни, вера в торжество добра и бессмысленность зла, «Слово» и «Моление» Даниила Заточника о смысле жизни XII – нач.XIII в., «Притча о человеческой душе» к. XII в. епископа г. Турова Кирилла). Все вышеперечисленное, а так же знакомство с русским зодчеством, фресковой живописью и иконописью, с творчеством «иконописца преизрядного и всех превосходящего в мудрости» монаха Троице-Сергиева, затем московского Спасо-Андроникова монастыря святого преподобного Андрея Рублева, знакомство с идеями «нестяжательства» заволжских старцев во главе с Нилом Сорским, и, если перенестись в XX в., подвиг царственных страстотерпцев, подвиг новомучеников и исповедников российских и многое-многое другое, о чем рассказывает русская история, - все это, я убеждена, противоядье против различного вида сект, против гедонистического, развращенного современного общества. Зная о житии наших святых, о служении Отечеству и подвигах Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Дмитрия Донского, М.И. Кутузова, П.С. Нахимова, попасться в сети американских и прочих сект, увлечься псевдоистиной, «заморским хламом», поддаться на призыв «бери от жизни все», примерять на себя иностранные «личины» будет сложнее. А уж если по молодости лет человек заблудится, то зерна, посеянные при изучении русской истории и литературы, со временем прорастут и помогут отыскать правильный путь к Истине, помогут идти «стезей прямой».



«Великоросс! Какая высота
В одном именовании твоём!
Но помни, ты без Бога — сирота.
Ужели и теперь не сознаём?

Великоросс! Сорви с себя ярмо,
Заморский хлам, личины, бубенцы!
Доколь плутать? Иди стезёй прямой,
Которой шли и деды, и отцы.

Святые наши деды и отцы!

Великоросс! Хулу и грязь сотри,
Охальников своих перешагни!
Пусть ад кругом! Россия — Третий Рим!
И соль земли, и свет! Молись! Храни!

Великоросс! Куда еще нас бить?
От головы до пят сплошная боль!
Решай, не медли, быть или не быть?
Кто на тебя, когда Господь с тобой?»


                           иеромонах Роман, 10 декабря 1994, скит Ветрово.

«История – свидетельница времени, свет истины, жизнь памяти, учительница жизни, вестница старины», - писал Марк Тулий Цицерон. «Учительница» - если, конечно, делать выводы из ошибок прошлого. «Народ, не осознавший причин своих прошлых бедствий, не избежит их в будущем», - пишет А.И. Осипов. Так же и человек: он должен научиться находить причины своих ошибок и делать выводы из них. Дети, изучая историю, рассуждая над событиями, учатся анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, думать, а, значит, и учатся выстраивать свою жизнь осмысленно, избегая быть может многих ошибок, или, оступившись, по крайней мере, пытаться менять жизнь в лучшую сторону, нравственно и духовно совершенствуясь. Одним словом, история учит мудрости, умению мыслить. А из мыслящего человека трудно сделать просто потребителя, что сейчас пытаются сделать СМИ и агрессивная реклама. Мыслящий человек – это уже личность, которую трудно превратить в толпу. Он будет шагать по дороге жизни, спотыкаясь, падая, но из каждой ошибки делая выводы. Каждая душа по природе своей, как говорил еще в конце II века Тертуллиан, - христианка («О, свидетельство души, по природе христианки!» («Апологетик», 197 г.). И каждая душа ищет Бога, даже если находится в атеистической среде. И только мыслящий человек, оступаясь, скорбя, вновь принимаясь за поиски, отсеивая ложь, может найти Правду. Вот почему так важно научить детей мыслить. От этого зависит их путь к Богу, их вечная участь. А наука история, наблюдая различные пласты истории под разным углом зрения, как раз этому и учит.



«Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь» ( Мф., 22 зач., 7, 15–21), - говорится в Святом Евангелии. Может ли дерево принести плод, если оно будет оторвано от корней? А сейчас активно пытаются лишить наших детей корней, насаждая иногда в школах, в глянцевых журналах, с экранов телевизоров, рекламных щитов иностранную культуру, иностранную манеру поведения (подробно об этом можно прочитать в книгах Ирины Медведевой и Татьяны Шишовой). Так вот изучение истории Отечества, знакомство с русской культурой, традициями делает юные деревца душ наших детей стойкими, крепко стоящими на «русской почве». А ведь им еще надо будет принести плоды! К тому же юный человек, изучающий историю своего Отечества, начинает ощущать себя в контексте истории человечества, видит красоту жизни в подвиге, видит, что жизнь людей должна быть наполнена чувством долга и постоянным трудом, что «жизнь дана не для отдыха, а для подвига». И это будет его твердым фундаментом в моменты жизненных трудностей и основным вектором в дороге домой… в дороге к Богу.

Актуальность изучения истории Отечества с научной точки зрения тоже требует рассмотрения. Народы, населяющие нашу планету, идут каждый своим жизненным путем из глубокой древности до наших дней, каждый имеет свой национальный характер, свои традиции, но все-таки народы имеют много общего - это единая общечеловеческая семья. Цель изучения Истории России – показать место и роль нашего государства в мировом развитии, определить исторические истоки, корни нашего народа, раскрыть, какое значение имеет наш народ в истории развития Европы и Азии, увидеть качество взаимоотношений нашего народа с другими странами и народами. Изучение Истории Отечества дает нам понимание в чем слава и честь нашего народа на пути его исторического развития, а в чем – глубокие ошибки и бесчестье.



Вторым вопросом, которым задается историческая наука в данной области изучения, - это единство нашего народа и народов других стран мира. И прежде всего стран-соседей: Германии, Франции, Польши, Скандинавских стран, Китая, Монголии. Как показывает анализ их взаимоотношений, несмотря на пространства, разделяющие их народы, разные климатические, экономические условия жизни, различные темпы развития, одни раньше, другие позже проходили сходные стадии развития государственности, экономики, культуры; традиции, законы, сказки и песни этих народов часто имели много общего.

И, конечно, изучение мировой истории и истории России в частности, не только позволяет нам пользоваться в современном мире достижениями наших предков в науке, хозяйстве, культуре, материальными и духовными успехами, но и узнавать промахи и неудачи предыдущих поколений и пытаться избежать или хотя бы смягчить подобные падения в современной жизни нашего государства. Каждый человек, как и каждое поколение, учится на собственном опыте. Но все же история должна учить нас – и это одно из главных ее предназначений.



Таким образом, исходя из общечеловеческой и научной точек зрения, изучение истории России играет важную воспитательную роль для подрастающего поколения, для его нравственного и духовного формирования, для создания иммунитета против «хулы и грязи». Взгляд на различные вехи истории Отечества, анализ событий развивает в юных душах способность мыслить. Послание предков из глубины времен питает детскую впечатлительность образами праведного жития. История России дает нам возможность узнать, как складывалась на территории Восточно-Европейской равнины государственность, как развивалась экономика и культура, как славянский народ рос духовно, как Отечество наше проходило ступени своего развития на протяжении веков, сопоставить его с историческим развитием всего человечества, узнать законы этого развития. Наука история поможет нам стать мудрее, сделаться добрыми учениками у «вестницы старины».

Елена Алиева