С 1 сентября 2012 года во всех общеобразовательных учреждениях России более миллиона учащихся 4-х классов начали изучать курс «Основы религиозных культур и светской этики». В рамках данного учебного предмета по выбору родителей (законных представителей) обучающихся изучаются основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики.

По поручению Министерства образования и науки РФ информационно - методическое сопровождение внедрения курса ОРКСЭ осуществляет Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования».
Ниже приведены материалы сайта этого учреждения.

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. № Пр-2009  и Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. №84-р с 2012-13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях запланировано введение комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики».

Апробация курса в 21 субъекте РФ успешно завершена в 2011 году. Министерством образования и науки РФ подготовлены соответствующие документы:

  • План мероприятий по введению с 2012-13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики»
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012 г. N 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 февраля 2012 г. N 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312»

С 1 сентября 2012-13 учебного года курс «Основы религиозных культур и светской этики» будет включен в обязательную часть образовательной программы 4-го класса начальной школы в объеме 34 часа (1 час в неделю) в течение всего учебного года. Предусмотрено увеличение количества учебных часов на изучение учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования за счет регионального компонента, отводимого на освоение основных образовательных программ общего образования.

В 2012-2013 учебном году четвёртые классы работают по стандарту общего образования от 2004 года, соответственно, изменения вносятся именно в эти документы, а не в ФГОС начального общего образования.

Изучение Основ религиозных культур и светской этики направлено на достижение следующих целей:

  • развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
  • знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;
  • воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

  • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

При преподавании курса ОРКСЭ предполагается безотметочная система оценки. Оценка результатов образования детей по модулям предусмотрена в основном в рамках последнего, завершающего раздела курса, в форме индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся и их обсуждения в классе.

Выбор 4-го класса для преподавания курса ОРКСЭ обусловлен несколькими причинами:

  • социально-психологические особенности обучающихся данного возраста (бесконфликтность, мягкость, доброта, сопереживание) созвучны содержанию курса ОРКСЭ;
  • к 4-му классу, как правило, установлены доверительные взаимоотношения между учителем начальной школы, обучающимися и их родителями, что способствует эффективности усвоения курса ОРКСЭ;
  • в 4-м классе отсутствует дополнительная умственная и эмоциональная нагрузка, вызванная увеличением количества изучаемых предметов на второй ступени обучения, сменой педагогов и другими факторами.

Увеличение количества часов для повышения квалификации учителей по данному курсу предполагается за счет использования ресурсов стажировочных площадок, организованных в субъектах Российской Федерации - участниках апробации курса ОРКСЭ, а также применения апробированной в течение 2-х лет модели подготовки тьюторов. Модель подготовки педагогов по курсу ОРКСЭ предполагает трехуровневое обучение и состоит из следующих ступеней: обучение тьюторов в объеме 72 часов в Москве на базе подведомственных Минобрнауки России институтов повышения квалификации и дополнительного образования, вторая ступень предусматривает прохождение повышения квалификации на базе региональных институтов повышения квалификации (не менее 72 часов), третья ступень представляет собой практическое закрепление материала на базе образовательных учреждений - стажировочных площадках в регионах - участниках апробации (не менее 24 часов). Таким образом, совокупный объем часов, планируемый на повышение квалификации преподавателей курса ОРКСЭ, составит более 100 часов лекционной и практической работы в отличие от обычного формата курсов повышения квалификации с объемом не более 72 часов.

Вопрос расширения курса ОРКСЭ и обязательного преподавания его на всех ступенях школьного образования Минобрнауки России полагает целесообразным тщательно проработать после подведения итогов введения апробированного курса ОРКСЭ во всех регионах Российской Федерации после окончания 2012/13 учебного года. Кроме того, в настоящее время образовательные учреждения имеют право самостоятельно вводить в образовательную программу востребованные обучающимися и их родителями курсы в рамках регионального и школьного компонентов.

http://www.apkpro.ru/content/blogsection/49/622/

    Узнать больше
    о нашем храме

    О Церковных Таинствах

    tainstvaСвятая Церковь преподает нам «все, потребное для жизни и благочестия» (2 Петр. 1, 3). Без благодатных сил не может жить ни один человек, и они подаются нам по мере нашей веры и любви к Богу. Действия же, через которые подаются нам эти силы, называются Таинствами. Таинство есть священное действие, в котором через какой-либо видимый внешний знак, невидимо, непостижимым для нас образом, подается нам благодать Святого Духа, или спасительная сила Божия.
    Таинств Церкви семь: Таинство Крещения, Таинство Миропомазания, Таинство Покаяния, Таинство Венчания (Брак), Таинство Елеосвящения (Соборование), Таинство Священства и, наконец, Таинство Таинств - Причащение (Евхаристия).

    Перейти к статьям

    Основы Православной культуры в школе

    Основы православной культуры (ОПК) — учебный предмет, включённый Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную программу (4-й класс) в качестве федерального образовательного компонента в рамках курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Цель предмета — ознакомить школьников с историей, культурой и основными ценностями православия. Преподавание предмета ведется школьными педагогами. Родители (законные представители) имеют право по своему желанию выбрать предмет «Основы православной культуры» в качестве одного из модулей обязательного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

    Перейти к статьям

    Рекомендуем почитать

    smiВ этом разделе мы предлагаем Вам подборку материалов, взятых с различных православных сайтов. В первую очередь они затрагивают актуальные вопросы духовной жизни современного христианина. Мы надеемся, что эти материалы помогут Вам лучше понять, что такое Церковь Христова, какого её служение в наши дни, и какое место мы занимаем в Ней.

    Перейти к статьям

    Электронная библиотека

    Электронная библиотека — упорядоченная коллекция разнородных электронных документов (в том числе книг), снабженных средствами навигации и поиска. Может быть веб-сайтом, где постепенно накапливаются различные тексты (чаще литературные, но также и любые другие, вплоть до компьютерных программ) и медиафайлы, каждый из которых самодостаточен и в любой момент может быть востребован читателем.

    Перейти к статьям