В данных материалах представлены вопросы, заданные от имени родителей участниками межрайонных семинаров-практикумов, организованных КОИРО (Калининградский областной институт развития образования), и ответы на них, выработанные в ходе интерактивной работы 6, 8, 10 и 15 сентября 2010 г. Вопросы в большинстве случаев воспроизводятся без изменений, т.е. таким образом, как они были сформулированы теми, кто их задавал.

Вы утверждаете, что преподавание ОРКСЭ не является экспериментом?

Эксперимент – деятельность, результатом которой является либо (в случае успешного завершения) решение о введении учебного курса, либо (в случае неудачи) прекращение эксперимента и отказ от введения курса.

Решение о введении комплексного учебного курса ОРКСЭ в состав нового федерального Базисного образовательного плана уже принято Минобрнауки России. Это решение основано на апробации курса и результатах многолетнего положительного опыта преподавания предметов духовно-нравственного цикла, в том числе входящих в состав ОРКСЭ, во многих регионах России.

Можем ли мы сами выбрать учителя?

Курс ОРКСЭ является курсом, входящим в состав федерального Базисного образовательного плана и учебного плана школ наряду с другими основными предметами, такими как математика, русский язык и т.д. Поэтому выбор учителя для преподавания модулей курса ОРКСЭ происходит таким же образом, как и для преподавания других основных предметов. Родители имеют право организованно предлагать на суд администрации школы свое мнение, но решение о назначении преподавателя принимает администрация.

Однако, на наш взгляд, если в школе работает педагог, имеющий положительный опыт преподавания предметов духовно-нравственного цикла в составе регионального или школьного компонента содержания образования («Православная культура», «Истоки», «Живое слово», «Русские умельцы», «Русская художественная культура», «Отечественная история») и прошедший соответствующую подготовку (повышение квалификации), то родители имеют достаточно оснований предлагать администрации школы направить на курсы преподавателей ОРКСЭ именно этого педагога.

Что делать, если ребенок желает изучать все модули?

Может ли ребенок изучать два модуля?

Одновременное изучение двух или более модулей курса ОРКСЭ одним ребенком не предусмотрено.

Почему ОПК не преподают священники?

Будут ли эти уроки посещать священнослужители?

Каждый должен быть на своем месте и выполнять свои непосредственные функции. Священник – это служитель культа и миссионер. Он, имея диплом духовной семинарии или духовной академии, может преподавать в духовных школах соответствующие курсы. Для того чтобы священник мог официально работать в муниципальном или государственном общеобразовательном учреждении, он должен иметь педагогическое образование и соответствующий диплом государственного образца. Такие священники есть, но их очень мало. К тому же они, как правило, весьма заняты исполнением своих непосредственных обязанностей. Поэтому священник, преподающий ОПК в муниципальной школе – явление в принципе возможное, но только в качестве редкого исключения. Модуль ОПК должны преподавать педагоги-профессионалы, прошедшие специальную подготовку. Это их непосредственный функционал.

Будут ли эти уроки посещать священнослужители, зависит от того, каким образом выстроится взаимодействие между школой и приходом, пытающимся осуществлять сотрудничество с данной школой. Приход может оказывать методическую помощь преподавателю ОПК, помогать администрации школы в консультировании родителей и в сопровождении педагога. Священник может участвовать в беседах с учащимися (но не проводить уроки по программе модуля), организовывать экскурсии в храме и т.д. Это возможно на основании последних нормативных документов федерального и регионального уровня, однако должно быть обязательно согласовано администрацией школы и преподавателем, заранее спланировано и реализовано в соответствии с взаимно оговоренными условиями. Священник не может произвольно (без такого согласования) настаивать на своем присутствии на занятиях.

Могу ли я как родитель посещать эти уроки?

Вы можете как родитель посещать уроки ОРКСЭ на тех же основаниях, что и занятия по другим основным предметам, т.е. с разрешения администрации школы и учителя.

Как быть, если ни родители, ни дети не хотят изучать этот курс?

А можно вообще отказаться?

Как быть, если ни родители, ни дети не хотят изучать курс физики или истории Древнего мира? Попытайтесь ответить сами.

Комплексный учебный курс ОРКСЭ обязателен для изучения, но имеет в своем составе шесть модулей, которые способны удовлетворить запросы представителей подавляющего большинства населения России, т.к. они ориентированы на основные культурные традиции народов, населяющих ее, и отражают основные мировоззренческие устои граждан РФ – от традиционных религиозных до нерелигиозных (атеистических).

Вообще отказаться нельзя. Можно выбрать модуль, содержание которого соответствует Вашему мировоззрению.

Не будут ли моего ребенка приобщать к религии?

Не будет ли религиозное мировоззрение навязываться моему ребенку?

Религиозное воспитание как таковое не является целью курса ОРКСЭ. Все модули курса основаны на светском культурологическом подходе к их преподаванию. Т.е. курс не предполагает религиозной практики. В ходе преподавания его модулей дети не приобщаются к религиозным обрядам, не участвуют в отправлении религиозного культа.

Вместе с тем необходимо понимать, что культура – это далеко не только и не столько искусство. Культура – это уклад жизни народа, семьи, человека. Это представление об окружающем мире, о рождении, воспитании, становлении личности, взаимоотношениях в обществе, о смерти, на основе которых выстраивается образ жизни человека, его быт в том числе. В каждой культуре эти представления особенные. Их особенности определяются той или иной картиной мира (одной из религиозных или атеистических). Существует научный термин – культурообразующая религия.

Поэтому культурологический подход предполагает изучение корней и плодов той или иной культурной традиции. Хотя приобщения к религиозному обряду при этом не происходит, но представления об устройстве мира, месте человека в нем, нормах взаимоотношений между людьми преподносятся в рамках одной из культурообразующих религиозных традиций (православия, ислама, буддизма, иудаизма). Или в рамках нерелигиозной (атеистической) этики.

К какой именно мировоззренческой основе (одной из религиозный или атеистической) в образовательном учреждении будет приобщаться Ваш ребенок, зависит только от Вас. Модуль выбираете Вы сами.

Можно ли в процессе изучения поменять модуль?

Если один предмет не заинтересовал ребенка, может ли он перейти на другой?

В процессе изучения курса ОРКСЭ можно поменять изучаемый модуль. Для этого необходимо написать заявление на имя директора школы, который обязан обеспечить Вам и Вашему ребенку такую возможность.

Будет ли организовано обучение, если модуль выбрал один человек?

Будет ли мой ребенок обучаться модулю, если он (ребенок) будет единственным в своем выборе?

Школа обязана обеспечить преподавание модуля, даже если его выбрал только один человек (одна семья).

Почему модуль выбираем мы, а не дети?

Модуль выбирают родители, а не дети, потому что согласно Закону РФ «Об образовании» именно родители до достижения детьми 15-тилетнего возраста являются их законными представителями перед лицом государственных и муниципальных органов, в том числе перед школой. Однако Вы имеете полное моральное право посоветоваться с Вашим ребенком, прежде чем сделаете выбор.

Мой ребенок хочет изучать ОПК, но я по своим взглядам атеист и против этого. Как быть?

Для того чтобы не ошибиться в выборе, постарайтесь сначала хорошо разобраться в том, что собой представляет каждый из интересующих Вас модулей. В этом Вам помогут учитель, прошедший специальную подготовку, книга для родителей, материалы учебников и электронных пособий. На Вашем месте не следовало бы отказываться и от консультации с представителем прихода РПЦ, который в рамках сотрудничества будет помогать школе в осуществлении преподавания модуля ОПК.

Кроме того, у Вас есть возможность поменять модуль в течение учебного года.

Главное помните, что Выбор остается за Вами и этот выбор очень ответственен.

Зачем это надо именно моему ребенку?

Как повлияет изучение модуля на моего ребенка?

Каждый из модулей (предметов) ОРКСЭ имеет ярко выраженный воспитывающий характер. Школа возвращается к тому, что берет на себя воспитательные функции, от чего на официальном уровне так долго отказывалась.

Но воспитывать без понимания того, что хотят родители, нельзя. Должна быть единая воспитательная позиция, которая основывается на единых мировоззренческих основах.

Вам предлагается определиться и указать школе, на каких именно основах воспитываете Вашего ребенка Вы. Школа, ориентируясь на ваш заказ, приложит свои усилия к тому, чтобы воспитательная канва, принятая в Вашей семье, не нарушилась, но была продолжена в процессе реализации федерального государственного образовательного стандарта.

Главными категориями, на которых основывается содержание модулей, являются категории добра и зла, а главной задачей – научить ребенка следовать принципам добра. Поэтому изучение курса на вашего ребенка может повлиять только положительно.

Как светский учитель будет преподавать ОПК?

Поскольку ОПК является не вероучительным, а светским предметом, постольку и преподавание его осуществляется светским преподавателем.

Нет никакого противоречия между понятиями «светский» и «религиозный», т.к. они лежат в разных понятийных плоскостях. «Светский» значит нецерковный, не принадлежащий к церковной организации, так же как, например, не принадлежащий к военной организации (к армии). Светская деятельность – это деятельность в миру, т.е. вне армии, вне церкви как организаций. «Светский человек» - это не монах, не священнослужитель, не церковнослужитель, не военнослужащий и т.п. То есть он находится вне церковной или армейской иерархии. Но светский человек, т.е. учитель, врач, чиновник, крестьянин и т.д., вполне может быть человеком верующим, религиозным, от чего он не перестанет быть светским человеком.

Если же Вы имеете ввиду именно отсутствие веры у учителя, которому придется преподавать ОПК, ориентируясь на выбор родителей, то вновь обратим внимание на то, что курс ОПК в составе ОРКСЭ действительно светский, культурологический.

Кроме того, не стоит бояться и потому, что, как правило, учитель учится вместе с детьми и в постижении основ своей родной культурной традиции идет на шаг или на два впереди них. Автор учебника по ОПК предполагал заранее такую ситуацию и содержание учебника рассчитано на разного уровня подготовку учителя.

Учитель же, который противится идеям ОПК, просто сам не станет его преподавать.

Как и чем можно измерить результативность?

Почему курс не оценивается?  Мы хотим видеть результаты в оценках.

Как можно измерить результативность курсов духовно-нравственной направленности, подобных ОРКСЭ – это вопрос, над ответом на который трудятся многие умные головы, в том числе и ученые от образования. Главным критерием результативности будет являться качество нравственной жизни человека, его моральный облик, его поступки.

Как будет происходить оценивание по итогам изучения курса? Можно точно сказать, что двоек и пятерок за его изучение ставить не будут. Этот курс безотметочный, т.к. уровень нравственности невозможно, а, кроме того, и опасно с педагогической точки зрения, измерять в баллах.

В документах будет отмечено, что ребенок изучил курс ОРКСЭ.

Кроме того, результативность изучения Вашим ребенком данного курса Вы сможете оценить сами, высказав свое мнение в процессе участия в очередном мониторинге, а также корректируя свой выбор модуля.

Каково участие родителей в рамках курса?

Чем мы, родители, можем помочь в изучении курса?

Во-первых, ответственно отнестись к выбору модуля (предмета) в рамках курса ОРКСЭ, понимая, что Вы выбираете мировоззренческую основу для своего ребенка, на которой он будет строить свою жизнь. Кроме того, этот выбор не должен вступать в противоречие с теми принципами, которыми живет Ваша семья.

Во-вторых, Ваше непосредственное участие понадобится при подготовке домашних заданий и совместных проектов, которые без помощи старших не сможет осуществить ребенок. Например, изучение своей семейной родословной и т.д. Ваше участие и Ваша помощь будут очень ощущаться, если Вы будете проявлять интерес к тому, что изучает ребенок. Это будет его стимулировать. Вам также будет не только интересно, но и полезно вникнуть в суть изучаемого материала. Тем более что тематика предметов касается вопросов морали и нравственности.

В-третьих, если Вы задаете такой вопрос, значит, уже проявляете заинтересованность. Наверняка мы договоримся с Вами и о других формах взаимодействия и Вашей помощи в процессе преподавания курса.

Я считаю, что модуль по ОПК слишком светский. В нем не хватает практических занятий, мероприятий. Можно было бы усилить эту сторону предмета?

Поскольку модуль ОПК, преподаваемый в рамках курса ОРКСЭ, входит в федеральный государственный образовательный стандарт, постольку и характер его преподавания, а также его содержание выдержано в рамках культурологического подхода.

Кроме того, к массовому приобщению непосредственно к религиозной традиции, в том числе к ее богослужебной практике, современное российское общество не готово. Оно не готово массово воспринять эту традицию. Именно поэтому не только государственные образовательные структуры, но и церковь видят необходимость постепенного приобщения именно к основам культуры нашего народа, возросшей на религиозной традиции, а не к самой традиции. «Не навреди» - главный принцип, которым нужно руководствоваться при осуществлении задачи воспитания.

Вместе с тем, Вам как родителям всегда открыта возможность разумной инициативы при ее согласовании с учителем и администрацией школы. Приглашение представителя прихода РПЦ как специалиста для беседы с детьми по какой-либо важной теме модуля, обсуждение с ним волнующих Вас вопросов, касающихся духовно-нравственного просвещения на родительском собрании, консультирование им учителя ОПК и прочие вопросы взаимодействия между приходом и школой в рамках российского законодательства, все это возможно при условии формирования правильных сотруднических отношений с РПЦ, учитывая светский характер образования в российской школе.

Два часа в неделю в 4-й четверти – это перегрузка.

Не отразится ли это на состоянии здоровья ребенка в связи с перегрузкой?

Дело в том, что эти два часа не являются дополнительными двумя часами к уже существующей нагрузке Ваших детей. Частично пересматривается вообще структура Федерального базисного образовательного плана. При этом предельно допустимая нагрузка учащихся остается прежней, т.е. в рамках утвержденных санитарных норм.

Сам по себе этот предмет не нагрузочный в плане напряжения умственной деятельности, он скорее разгрузочный с этой точки зрения. Первый год обучения показал, что дети получают удовольствие на этих занятиях.

На уроках по ОРКСЭ напрягается совесть и нравственное чувство, которое мы, как правило, нагружаем мало.

Зачем нам все это нужно? Я вообще не хочу обсуждать эти вопросы.

В данном случае осуществляется выбор мировоззренческой основы для Вашего ребенка. Хотите ли Вы, чтобы этот выбор кто-то сделал за Вас?

Школа впервые за последние 15-20 лет обратила пристальное внимание на то, как в ее стенах воспитываются дети. Формируются воспитательные программы и даже предметы, нацеленные именно на нравственное воспитание учащихся, а не на получение ими только знаний, умений и учебных навыков. Согласны ли Вы на то, чтобы это воспитание Вашего ребенка осуществлялось без Вашего участия?

В конце концов, благополучная старость каждого человека зависит, прежде всего, от качества воспитания его детей, а уже потом от других факторов.

Учитывая все это, стоит задуматься и над тем, посвятить ли Вам один час времени для того, чтобы разобраться в сделанном Вам предложении, осознать его и совершить ответственный выбор.

Не станет ли разделение на модули причиной для вражды?

Во-первых, разделение классов на группы давно и широко практикуется в школе, например, при изучении иностранных языков. Дети при этом условно называют друг друга «немцами», «англичанами», «французами» и т.д., но это не становится причиной вражды между ними.

Во-вторых, все модули без исключения имеют общую стержневую идею (любовь к Родине-России, единство Российского государства, межконфессиональный мир и сотрудничество на общее благо) и общие темы для занятий в начале, середине и конце каждой программы (целесообразно было бы привести примеры совпадения тем в программах модулей).

В-третьих, опыт деления учащихся на группы при изучении ими конфессиональных модулей давно практикуется в странах Европы. Например в Литве при изучении предмета «Религия», в Польше при изучении предмета «Закон Божий», в Германии и т.д.

Почему я должна доверять нравственное воспитание своего ребенка учителю?

Вы уже были вынуждены это сделать, как только привели своего ребенка в школу независимо от того, преподавался ему ранее подобный учебный курс или нет. Дело в том, что каждый учитель всегда воспитывает ученика своей личностью, как только он входит в класс. Поведение учителя, манеры, его мировоззрение непременно отражаются на личности ученика, даже если учителем не говорится ни одного нравоучительного слова. Особенно, если это учитель начальных классов.

Предмет ОРКСЭ поможет самому учителю лучше разобраться в нравственных категориях и утвердиться в стремлении к положительным проявлениям собственной личности. Что же в этом плохого?

Вы сказали, что курс культурологический. Не будет ли он дублировать курс МХК, который дети будут изучать в 8 классе?

Это совершенно разные по своему предназначению и содержанию курсы. Предмет МХК нацелен на преподнесение внешних знаний о явлениях мировых художественных культур и не решающий воспитательные задачи. Содержание предмета МХК касается только области искусства, а явление такого феномена как культура выходит далеко за рамки искусства.

Какой модуль предпочитаете Вы?

Варианты ответов (учитель выбирает наиболее устраивающий его):

1) Я готов(а) ответить на Ваш вопрос. Однако я это сделаю либо индивидуально для Вас после завершения нашего собрания, либо при всех присутствующих на собрании, но лишь после того, как каждый из Вас самостоятельно определится со своим личным выбором.

2) Естественно, что я, как и каждый из Вас, имею определенное предпочтение. Однако, во-первых, оно ни в коем случае не должно повлиять на Ваш выбор, за который Вы сами несете ответственность, и, во-вторых, уверяю Вас, что мною будут приложены все усилия для того, чтобы мое предпочтение не повлияло на качество преподавания мною других модулей, если Ваш выбор остановится на них. Мое же предпочтение таково... (учитель указывает на свое личное предпочтение, избегая какого бы то ни было давления со своей стороны на мнение родителей).

Ответы типа: «я не имею никаких предпочтений» или «я Вам не скажу (или не могу сказать) о моем предпочтении» будут восприняты родителями либо как лукавство, либо как недоверие им, что нарушит основу взаимопонимания между учителем и родителями.

Почему в составе курса нет основ католической культуры?

К какому модулю отнести католичество?

Почему модуль, касающийся христианства, называется «Основы православной культуры», а не основы христианской культуры?

Как показывает практика, такие вопросы задают представители нетрадиционных для России инославных христианских конфессий (католики, протестанты разного толка).

Дело в том, что в любой стране, где преподаются предметы, имеющие конфессиональную основу (такие как «Религия», «Закон Божий», «Религиозная культура» и т.п.), родителям всегда предлагается осуществить выбор только лишь в рамках традиционных для данной страны религиозных культур. Это делается для того, чтобы не нарушить исторически сложившийся культурный баланс, на котором основаны традиции, мировоззрение народа, его государственность. Каждый народ, стремящийся к сохранению своей национально-культурной идентичности, бережет неповрежденной ее основу, каковой является культурообразующая религия.

Для России традиционными являются и официально признаны четыре религиозные традиции: православие, ислам, буддизм и иудаизм. Каждая из них, отличаясь древностью, внесла свой вклад в формирование культурного облика народов, входящих в состав России и, вместе с тем, способствовала объединению их едиными интересами в единое государство.

Особая роль православия в истории России, становлении и развитии ее духовности и культуры отмечена в преамбуле Закона РФ «О свободе совести и о религиозных организациях».

Как правило, если выбор родителей останавливается на конфессиональном модуле, то массовое предпочтение отдается в зависимости от компактности проживания представителей той или иной культуры. В местах компактного проживания мусульман (Татарстан, Северный Кавказ) выбирают исламскую культуру, в районе оз.Байкал, в Бурятии – буддийскую культуру, выбор иудейской культуры разрозненно прослеживается по всей стране. В основной части России массово выбирают Православную культуру.

Католицизм и протестантизм внесли весьма существенный вклад в формирование культуры, экономики и государственности стран Западной Европы и Америки, но ни в коем случае не России.

Нужно понимать, что в современном мире просто «христианских» традиций вне зависимости от православия, католицизма или протестантизма того или иного толка не существует. Это разные традиции и представить их в качестве одной традиции невозможно.

Вместе с тем, на Ваш выбор предложены еще два модуля: «Основы мировых религиозных культур», который касается общих черт христианства, свойственных основным христианским конфессиям, в том числе католицизму и классическому протестантизму, и «Основы светской этики», который избегает вообще привязки к любой религиозной традиции, базируясь на нерелигиозном (атеистическом) мировоззрении.

Как правило, после серии вопросов, уточнений, которые могут сопровождаться попытками свести диалог к спору, католики и представители классического протестантизма все же выбирают «Основы православной культуры», как наиболее близкую к своей из предложенных  мировоззренческую основу.

Как курс ОРКСЭ может повлиять на нравственное воспитание моего ребенка в 10-11 лет, если мое влияние на него уже оказано?

Во-первых, конечно именно в семье формируются духовно-нравственные основы личности. Однако нравственное и мировоззренческое развитие человека совершается на протяжении всей его жизни. Разве по достижении Вашим ребенком 10-11 лет вы не собираетесь продолжить его воспитание?

Во-вторых, школа предлагает Вам свою помощь в воспитании Вашего ребенка не как-нибудь, а целенаправленно именно в том русле, которое Вы сами определите. Наши и Вами позиции не должны быть разными. Они должны совпадать.

Убедите меня в том, что этот курс действительно сделает наших детей такими, какими обещает их сделать.

Курс не обещает, он имеет свои цели и задачи.

В Ваших руках находится книга для родителей. Вам представлено содержание каждого модуля. Обратите внимание на цели и задачи курса. Ознакомившись со всем этим, сделайте вывод о том, к чему стремятся авторы программ и учебников по данному курсу.

Насколько дети последуют нравственной линии, заложенной в содержании обучения, в какой степени они сделаются нравственней, будет зависеть от двух важных факторов: качества преподавания и качества сотрудничества между семьей и школой, родителями и учителем. Таким образом, это зависит непосредственно от нас с Вами.

Каков будет объем домашних заданий и обязательно ли их выполнять?

Домашние задания в рамках курса ОРКСЭ носят творческий характер. Их объем находится в рамках норм, предусмотренных санитарными правилами для учащихся согласно их возрастным особенностям, как объем заданий любого другого предмета федерального государственного образовательного стандарта.

Что касается обязательности выполнения домашних заданий, то конечно «двойку» за невыполненное задание Вашему ребенку никто не поставит, но и качество изучения Вашим ребенком предмета в таком случае будет желать лучшего.

Кроме того, неподготовленный ученик будет чувствовать себя неловко по сравнению с подготовленными одноклассниками. Задания предусматривают включение родителей в деятельность по их подготовке, а это в свою очередь означает, что неподготовленный ребенок не будет чувствовать поддержки со стороны своей собственной семьи. Это серьезные вещи, над которыми стоит задуматься.

Возможный вопрос от директора учителю, проводившему собрание и представлявшему модули: «Вот правильная нашлась! Нормативной базы начиталась? Все родителям рассказала, а они по два и по три модуля выбрали! Теперь кто расхлебывать будет эту кашу: расписание, тарификация, учебники, классы для занятий, учителей на курсы? Все на мою голову!»

Уважаемый(ая) И.О.! 

Я прекрасно Вас понимаю! Понимаю Вашу загруженность и то, что проблем у Вас намного больше, чем у кого бы то ни было в школе: и расписание, и тарификация, и учебники, классы для занятий и учителей на курсы... А еще все это свалилось неожиданно как снег на голову! А ведь никто по-настоящему и готов не был...

Нас, учителей, которые обучались на курсах, очень строго предупреждали о том, что представлять нужно все модули, а родительский выбор должен быть осознанным и свободным. У родителей все-таки есть свое мнение и его, в конце концов, не спрячешь –  где-нибудь да проявится. А, кроме того – начальство требует.

Готовя учителей к представлению модулей на общешкольных родительских собраниях, нам объясняли, что нарушение свободы родительского выбора и не предоставление родителям информации о каком либо из модулей является нарушением основополагающего принципа введения курса ОРКСЭ.

В конце концов, если посмотреть на ситуацию реалистично, то больше двух модулей, как правило, не выбирают, а меньше двух, если выбирать свободно,  выбрать не могут. Эти проблемы могут оказаться серьезнее, чем те, о которых у нас с Вами сейчас голова болит. Зачем они нам? Мы же с Вами в одной упряжке. Я со своей стороны помогу Вам всем, чем смогу.

    Узнать больше
    о нашем храме

    Катехизические беседы перед Таинством Крещения

    troicaПеред Своим вознесением на Небеса Господь наш Иисус Христос заповедал апостолам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19). Поэтому крещению должно предшествовать «научение» - ознакомление с главными вероучительными истинами и нравственными нормами христианства. Этому и посвящены катехизические беседы. Из первой беседы Вы получите начальные сведения о Боге, о творении мира и человека, о грехопадении и его последствиях. Вторая беседа посвящена спасению падшего человечества. В ней рассказывается о Христе Спасителе, о Церкви Христовой как завершении домостроительства спасения. В третьей беседе рассказывается о заповедях Божиих и о духовно-нравственной жизни христианина.

    Перейти к статьям

    О Церковных Таинствах

    tainstvaСвятая Церковь преподает нам «все, потребное для жизни и благочестия» (2 Петр. 1, 3). Без благодатных сил не может жить ни один человек, и они подаются нам по мере нашей веры и любви к Богу. Действия же, через которые подаются нам эти силы, называются Таинствами. Таинство есть священное действие, в котором через какой-либо видимый внешний знак, невидимо, непостижимым для нас образом, подается нам благодать Святого Духа, или спасительная сила Божия.
    Таинств Церкви семь: Таинство Крещения, Таинство Миропомазания, Таинство Покаяния, Таинство Венчания (Брак), Таинство Елеосвящения (Соборование), Таинство Священства и, наконец, Таинство Таинств - Причащение (Евхаристия).

    Перейти к статьям

    Основы Православной культуры в школе

    Основы православной культуры (ОПК) — учебный предмет, включённый Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную программу (4-й класс) в качестве федерального образовательного компонента в рамках курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Цель предмета — ознакомить школьников с историей, культурой и основными ценностями православия. Преподавание предмета ведется школьными педагогами. Родители (законные представители) имеют право по своему желанию выбрать предмет «Основы православной культуры» в качестве одного из модулей обязательного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

    Перейти к статьям

    Рекомендуем почитать

    smiВ этом разделе мы предлагаем Вам подборку материалов, взятых с различных православных сайтов. В первую очередь они затрагивают актуальные вопросы духовной жизни современного христианина. Мы надеемся, что эти материалы помогут Вам лучше понять, что такое Церковь Христова, какого её служение в наши дни, и какое место мы занимаем в Ней.

    Перейти к статьям

    Электронная библиотека

    Электронная библиотека — упорядоченная коллекция разнородных электронных документов (в том числе книг), снабженных средствами навигации и поиска. Может быть веб-сайтом, где постепенно накапливаются различные тексты (чаще литературные, но также и любые другие, вплоть до компьютерных программ) и медиафайлы, каждый из которых самодостаточен и в любой момент может быть востребован читателем.

    Перейти к статьям

Читайте
на нашем сайте
Интересное
с других сайтов

Протоиерей Алексей Уминский. Неправильная Церковь, или православие и шашки

28.01.2016     Источник: Православие и мир

«Вы выступаете против Церкви», –  заявляют как «правые»,  так и «левые» своим оппонентам. А что такое Церковь? Нужно ли защищать и оправдывать ее перед внешним миром? Должна ли сама Церковь приносить покаяние? Всех ли можно считать членами Церкви, в том числе чиновника-коррупционера? Об этом и о многом другом – в интервью с протоиереем Алексием Уминским, настоятелем храма Живоначальной Троицы в Хохлах.

Подробнее...

Протоиерей Владимир Залипский. Царство Божие очень от нас зависит

27.12.2015     Источник: Православие и мир

Накануне 1985 года протоиерей Владимир Залипский (1926–1997), любимый многими таллинский священник, обратился к прихожанам перед литургией со словами, которые, смотря на нынешние наши реалии, ничуть не потеряли своей актуальности, а то и стали еще важнее. Давайте вслушаемся в них и простим друг друга – для разнообразия хотя бы. Спасительного разнообразия.

Подробнее...

Протоиерей Владимир Залипский: Вот что важно — и в скорбях будет радость

19.04.15.     Источник: Православие и мир

…Гремят пасхальные приветствия, призывая нас к жизни в новой — евангельской — реальности, доказывая окончательную победу Христа над тьмой греха и смерти. Гремит победная, чистая радость, но, как показывает практика, далеко не всегда торжественные возгласы сопровождаются сочувствием человеческого сердца. Ну, бывает же так: должно быть радостно, а на сердце камень. Весь пост готовились — боролись с грехами, а тут вместо немедленной награды за борьбу — получай сюрприз какой-нибудь очень неприятный, а то и вовсе удар, беду, страдание. Где логика, спрашивается? Она есть, оказывается, и лежит вообще-то на ладони — нужно только внимательнее в себя всмотреться, без претензий на собственную праведность и оскорбленную невинность.

Подробнее...

Инокиня Васса (Ларина). Современный кризис литургического благочестия.

20.04.15     Источник: Православие и мир

21 марта в Лектории «Правмира» совместно с Татьянинским творческим содружеством состоялась открытая лекция инокини Вассы (Лариной) «Современный кризис литургического благочестия». Инокиня Васса – доктор богословия, преподаватель Института литургических исследований Богословского факультета Венского университета, автор и ведущий знаменитого шоу «Кофе с сестрой Вассой».

Подробнее...

Митрополит Антоний Сурожский. Великий пост — 40 унылых и безрадостных дней?

03.03.15     Источник: Православие и мир

Слишком часто мы воспринимаем пост как период скорби, как период безрадостного погружения в себя самих или наоборот, как период, когда мы с большой грустью видим, что мы так привыкли не смотреть в глубины свои, что пост является как бы чисто внешним упражнением. Пост как будто нас лишает чего-то, но не дает, если не ничего, то того, о чем мы можем мечтать. А пост — это совершенно нечто другое.

Подробнее...