В православном катехизисе святителя Филарета сказано: «Причащение есть таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает (причащается) Самого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную». Для сохранения чистоты нашего сердца и укрепления нашего духа в благочестии и добродетелях недостаточно одного покаяния. Если покаяние очищает нас от скверны нашей души, то причащение Тела и Крови Господних наполняет нас благодатью и преграждает возвращение в нашу душу лукавого духа, изгнанного покаянием. Поэтому по обычаю Церкви, Таинства Покаяния (исповедь) и Причащения следуют непосредственно одно за другим. И преподобный Серафим Саровский говорил, что возрождение души совершается через два Таинства: «через покаяние и совершенное очищение от всякой скверны греховной Пречистыми и Животворящими Тайнами Тела и Крови Христовых».

Христианин, принимая в себя Святое Причастие, таинственным образом соединяется с Самим Господом Иисусом Христом самым теснейшим образом. Тело и Кровь Христовы становятся нашим телом и кровью. Мы оживотворяемся, одухотворяются наша душа и тело. Мы принимаем в себя Христа, и происходит обожение человека, он становится сопричастным Божеству. И это дает надежду, что соединение с Богом в земной жизни продолжится и в вечности. Таинство Причащения это не просто путь в Царство Небесное, и даже не врата в это Царство. Это Царство Небесное здесь, на земле. Как говорит нам Господь: «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» (Ин.6,54). Вот почему Таинство Причащения должно постоянно сопровождать жизнь православного христианина. Невозможно быть членом Церкви, не причащаясь Тела и Крови Христа.

Причащаясь Святых Тела и Крови Богочеловека Иисуса Христа, мы принимаем в себя всю Его полноту. При этом происходит наше сущностное соединение как с Его Человечеством, так и с Его Божеством. Мы не просто общаемся с Богом, но Бог входит внутрь нашего естества. Причем, это вхождение Бога в нас происходит не каким-то символическим или духовным способом, но абсолютно реально: Тело Христово становится нашим телом и Кровь Христова начинает течь в наших жилах. Это то, что ни одна другая религия не может дать человеку. Христос становится для человека не только учителем, не только нравственным идеалом, Он становится для него пищей, и человек вкушает Бога, соединяясь с Ним духовно и телесно. В этом уникальность и исключительность христианства как религии.

Таинство Причащения установлено Господом Иисусом Христом накануне Своих крестных страданий и смерти, в четверг вечером. Спаситель и Его ученики собрались, чтобы совершить по иудейскому обычаю пасхальную трапезу. Этот традиционный ужин устраивался как ежегодное воспоминание об исходе израильтян из Египта под предводительством Моисея. Ветхозаветная пасха была воспоминаем избавления евреев от египетского рабства. Но она была лишь прообразом избавления всего рода человеческого от рабства греха и власти диавола. Господь вкладывает в эту пасхальную трапезу новый смысл. Он идет на страдания и крест, отдает Свое Пречистое Тело и Честную Кровь за грехи всего человечества. Но прежде чем это совершится, Господь предусматривает для нас возможность соучастия в плодах Его спасительного подвига через вкушение Его Плоти и Крови.

Вот как об этом рассказывает апостол и евангелист Матфей: «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф.26, 26—28). Совершается первая и истории человечества Евхаристия – хлеб и вино таинственным, непостижимым для разума образом становятся истинными Телом и Кровью Спасителя, пищей, дарующей бессмертие. Причастив апостолов, Господь дал им, а через них и их преемникам – епископам и пресвитерам – заповедь всегда совершать это Таинство: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк.22, 19; 1 Кор.11, 24). Это событие, описанное всеми четырьмя евангелистами, а также апостолом Павлом, получило название Тайной Вечери.

Со дня святой Пятидесятницы – дня рождения Церкви Христовой – апостолы стали совершать Евхаристию. Без неё Церковь не мыслима. Евхаристия есть Таинство Церкви, постоянно Церковь созидающее.

Важно понимать, что Евхаристия не есть простое воспоминание о событиях, произошедших более двух тысяч лет тому назад. Это реальное повторение той самой Тайной Вечери. И даже не её повторение, это и есть та самая Тайная Вечеря! И мы соучаствуем вместе с апостолами в причастии Телу и Крови Христа. И во времена апостолов, и в нашем XXI веке Господь наш Иисус Христос через канонически рукоположенного священника Сам претворяет приготовленные хлеб и вино в Свои Пречистые Тело и Кровь. А священник занимает место Самого Христа, единственного истинного Совершителя Таинства Евхаристии и является лишь орудием в руках Божиих. Евхаристия позволяет нам приобщиться иного, уже неземного, порядка вещей, стать причастниками Божественного течения времени и Божественной жизни.

Таким образом, сущность Таинства Причащения состоит в том, что во время совершения Евхаристии пшеничный хлеб и виноградное вино силою и действием Святого Духа становятся истинными Телом и Кровью Христовой, и служат для принимающих их христиан подлинным духовным и телесным соединением со Христом: «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь во Мне пребывает и Я в нём».

Первая Евхаристия была совершена Иисусом Христом на хлебе и вине. Хлеб и вино – самые простые, благородные, высокие и чистые виды пищи. Вместе с тем, это древнейшие универсальные символы. Хлеб – символом жизни. Сам Христос пользовался этим символом, когда говорил о Себе иудеям: «Не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий есть Тот, Который сходит с небес и дает жизнь миру… Я есмь хлеб жизни… Я – хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить во век; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин.6, 32, 33, 35, 51).

В Ветхом Завете виноградная лоза – символ избранного народа Божия: «Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды – любимое насаждение Его» (Ис.5, 7). В Новом Завете Сам Господь Иисус Христос – «истинная виноградная Лоза», а Бог Отец – виноградарь, все же, пребывающие со Христом, – ветви этой Лозы (Ин.15, 1-6). Чаша вина – прежде всего, символ спасения.

Господь наш Иисус Христос, будучи истинным Богом, был в то же время и истинным человеком. Его видели, слышали и осязали как обычного человека. Подобно этому непостижимому чуду воплощения, Христу было угодно прикрыть под видом хлеба и вина Пречистое Свое Тело и Пречистую Свою Кровь. Поэтому, когда причащающийся вкушает вещественный хлеб и вино, он вкушает в них Тело и Кровь Христа Спасителя.

Философ-материалист Л. Фейербах сказал: «Человек есть то, что он ест», имея в виду, что человек — это материя, и больше ничто. Но слова эти приобретают замечательный истинный смысл, если приложить их к Таинству Причащения. Мы принимаем в себя Христа, и становимся сопричастным Божеству.

Таинство Причащения совершается во время особого богослужения – Божественной Литургии. Само слово литургия с греческого языка переводится как общее дело, общее служение. Евхаристия составляет центральную часть литургии, и поэтому часто Таинство Причащения называют Таинством Евхаристии. Слово евхаристия означает благодарение. Буквально смысл названия связан с тем благодарением Богу, которое произнес Христос, учреждая Таинство Евхаристии, соединив его с благодарением: «И взяв чашу и благодарив, сказал… И взяв хлеб и благодарив, преломил…» (Лк.22, 17-20; Мф.26, 26-27). Однако более глубокий смысл этого слова связан с тем, что Евхаристия есть предел всех возможных устремлений человека. В Таинстве Евхаристии мы соединяемся со Христом, мы приемлем в себя Сына Божия — чего же большего нам желать? Нам не о чем более просить Бога, мы можем лишь благодарить Его за тот Дар, который Он нам дал.

Чин литургии формировался постепенно. Вначале апостолы совершали евхаристию по тому самому порядку, который они видели у своего Учителя. В апостольские времена евхаристия была соединена с так называемыми агапами, или вечерями любви. Христиане вкушали пищу и пребывали в молитвах и братском общении. После вечери совершалось преломление хлеба и причащение верующих. Но потом литургия была отделена от трапезы и стала совершаться как самостоятельное священнодействие. Евхаристию стали совершать внутри священных храмов.

Постепенно в разных местностях стали складываться свои литургические чины. В Иерусалимской общине служилась литургия апостола Иакова. В Александрии и Египте совершалась литургия апостола Марка. В Антиохии – литургии святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста. Литургии эти имели много общего в главной тайносовершительной своей части, но отличались друг от друга в деталях.

Сейчас в практике православной Церкви совершаются три чина литургий. Это литургии святителя Иоанна Златоуста, святителя Василия Великого и святителя Григория Двоеслова. Особенностью литургии Григория Двоеслова (так называемая Литургия Преждеосвященных Даров) является то, что на ней Святые Дары не освящаются. Причащение происходит Дарами, освященными заранее, обычно в воскресенье, предшествующее этой литургии.

Таинство причащения есть величайшее чудо на земле, которое совершается постоянно. Как некогда невместимый Бог сошел на землю и обитал среди людей, так и сейчас вся полнота Божества вмещается в святые дары, и мы можем причащаться этой величайшей благодати. Ведь Господь сказал: «Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф.28, 20).

    Узнать больше
    о нашем храме

    Катехизические беседы перед Таинством Крещения

    troicaПеред Своим вознесением на Небеса Господь наш Иисус Христос заповедал апостолам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19). Поэтому крещению должно предшествовать «научение» - ознакомление с главными вероучительными истинами и нравственными нормами христианства. Этому и посвящены катехизические беседы. Из первой беседы Вы получите начальные сведения о Боге, о творении мира и человека, о грехопадении и его последствиях. Вторая беседа посвящена спасению падшего человечества. В ней рассказывается о Христе Спасителе, о Церкви Христовой как завершении домостроительства спасения. В третьей беседе рассказывается о заповедях Божиих и о духовно-нравственной жизни христианина.

    Перейти к статьям

    О Церковных Таинствах

    tainstvaСвятая Церковь преподает нам «все, потребное для жизни и благочестия» (2 Петр. 1, 3). Без благодатных сил не может жить ни один человек, и они подаются нам по мере нашей веры и любви к Богу. Действия же, через которые подаются нам эти силы, называются Таинствами. Таинство есть священное действие, в котором через какой-либо видимый внешний знак, невидимо, непостижимым для нас образом, подается нам благодать Святого Духа, или спасительная сила Божия.
    Таинств Церкви семь: Таинство Крещения, Таинство Миропомазания, Таинство Покаяния, Таинство Венчания (Брак), Таинство Елеосвящения (Соборование), Таинство Священства и, наконец, Таинство Таинств - Причащение (Евхаристия).

    Перейти к статьям

    Основы Православной культуры в школе

    Основы православной культуры (ОПК) — учебный предмет, включённый Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную программу (4-й класс) в качестве федерального образовательного компонента в рамках курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Цель предмета — ознакомить школьников с историей, культурой и основными ценностями православия. Преподавание предмета ведется школьными педагогами. Родители (законные представители) имеют право по своему желанию выбрать предмет «Основы православной культуры» в качестве одного из модулей обязательного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

    Перейти к статьям

    Рекомендуем почитать

    smiВ этом разделе мы предлагаем Вам подборку материалов, взятых с различных православных сайтов. В первую очередь они затрагивают актуальные вопросы духовной жизни современного христианина. Мы надеемся, что эти материалы помогут Вам лучше понять, что такое Церковь Христова, какого её служение в наши дни, и какое место мы занимаем в Ней.

    Перейти к статьям

    Электронная библиотека

    Электронная библиотека — упорядоченная коллекция разнородных электронных документов (в том числе книг), снабженных средствами навигации и поиска. Может быть веб-сайтом, где постепенно накапливаются различные тексты (чаще литературные, но также и любые другие, вплоть до компьютерных программ) и медиафайлы, каждый из которых самодостаточен и в любой момент может быть востребован читателем.

    Перейти к статьям

Читайте
на нашем сайте
Интересное
с других сайтов

Протоиерей Алексей Уминский. Неправильная Церковь, или православие и шашки

28.01.2016     Источник: Православие и мир

«Вы выступаете против Церкви», –  заявляют как «правые»,  так и «левые» своим оппонентам. А что такое Церковь? Нужно ли защищать и оправдывать ее перед внешним миром? Должна ли сама Церковь приносить покаяние? Всех ли можно считать членами Церкви, в том числе чиновника-коррупционера? Об этом и о многом другом – в интервью с протоиереем Алексием Уминским, настоятелем храма Живоначальной Троицы в Хохлах.

Подробнее...

Протоиерей Владимир Залипский. Царство Божие очень от нас зависит

27.12.2015     Источник: Православие и мир

Накануне 1985 года протоиерей Владимир Залипский (1926–1997), любимый многими таллинский священник, обратился к прихожанам перед литургией со словами, которые, смотря на нынешние наши реалии, ничуть не потеряли своей актуальности, а то и стали еще важнее. Давайте вслушаемся в них и простим друг друга – для разнообразия хотя бы. Спасительного разнообразия.

Подробнее...

Протоиерей Владимир Залипский: Вот что важно — и в скорбях будет радость

19.04.15.     Источник: Православие и мир

…Гремят пасхальные приветствия, призывая нас к жизни в новой — евангельской — реальности, доказывая окончательную победу Христа над тьмой греха и смерти. Гремит победная, чистая радость, но, как показывает практика, далеко не всегда торжественные возгласы сопровождаются сочувствием человеческого сердца. Ну, бывает же так: должно быть радостно, а на сердце камень. Весь пост готовились — боролись с грехами, а тут вместо немедленной награды за борьбу — получай сюрприз какой-нибудь очень неприятный, а то и вовсе удар, беду, страдание. Где логика, спрашивается? Она есть, оказывается, и лежит вообще-то на ладони — нужно только внимательнее в себя всмотреться, без претензий на собственную праведность и оскорбленную невинность.

Подробнее...

Инокиня Васса (Ларина). Современный кризис литургического благочестия.

20.04.15     Источник: Православие и мир

21 марта в Лектории «Правмира» совместно с Татьянинским творческим содружеством состоялась открытая лекция инокини Вассы (Лариной) «Современный кризис литургического благочестия». Инокиня Васса – доктор богословия, преподаватель Института литургических исследований Богословского факультета Венского университета, автор и ведущий знаменитого шоу «Кофе с сестрой Вассой».

Подробнее...

Митрополит Антоний Сурожский. Великий пост — 40 унылых и безрадостных дней?

03.03.15     Источник: Православие и мир

Слишком часто мы воспринимаем пост как период скорби, как период безрадостного погружения в себя самих или наоборот, как период, когда мы с большой грустью видим, что мы так привыкли не смотреть в глубины свои, что пост является как бы чисто внешним упражнением. Пост как будто нас лишает чего-то, но не дает, если не ничего, то того, о чем мы можем мечтать. А пост — это совершенно нечто другое.

Подробнее...