Таинство Покаяния - это священнодействие, в котором священник данною ему Силой Духа Святого "разрешает" (развязывает, освобождает) от грехов кающегося христианина. Таинство это установлено было Самим Господом Иисусом Христом. Когда Господь по Воскресении Своем явился ученикам, Он сказал им: «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 22-23). Господь наш, установив Таинство Покаяния, удовлетворил врожденной потребности души нашей - каждый человек, сделав худо, чувствует необходимость облегчить душу сознанием проступка своего.

Готовящийся к Таинству Покаяния христианин должен умом осознать свои грехи, проанализировать свою жизнь, понять, в чём и как он нарушил Заповеди Божьи. Осознавший свои грехи, христианин должен сердцем раскаяться в них, оплакать своё недостоинство, просить у Бога помощи, чтобы впредь не осквернять себя ими. Пришедший в храм, кающийся должен подойти на Исповедь и устами исповедать (исповедовать - открыто признавать), то есть открыть перед священником свои грехи, прося у Бога прощения и давая обещание, в будущем всеми силами души бороться с искушениями, вводящими в грех и вечную смерть.

1. Грех и его горькие плоды

Грех – это преступление закона Божия, представляющего собой духовную основу человеческой жизни. Это то, что отсекает и удаляет нас от Бога и Церкви. Удаление от Бога – удаление от полноты жизни, умирание души под тяжестью греха, сон совести, притупившейся от множества беззаконий. В результате греха мы ввергаем себя в различные бедствия и мучаем самих себя. Дети часто страдают за грехи родителей. Грех часто бывает сладок, но плоды его горьки.

2. Покаяние

Благодаря покаянию мы можем восстать от своего падения и продолжить путь к Богу. Истинное покаяние – это кардинальное изменение образа мыслей, перемена жизни, отрицание греха всем сердцем.

3. Исповедь

В отношении к покаянию и исповеди невежество и легкомыслие в вопросах веры проявляются в высочайшей степени. Личное устное исповедание грехов перед священником – суть Таинства Покаяния. В то же время, многие приходят на исповедь не с целью, собственно, покаяться, а только для того, чтобы молча выслушать разрешительную молитву, а потом причаститься. Другие говорят на исповеди, что грешны во всем. Это также не является исповедью. Это всего лишь неуклюжая попытка создать впечатление раскаяния, не раскрывая конкретно своей неправды. В таком «покаянии» сквозит нежелание продумывать свою жизнь, страх увидеть ее при свете заповедей Христовых и, прежде всего, — нежелание измениться и изменить свою жизнь.

4. Подготовка к исповеди

В начале церковного пути мы можем остро чувствовать, что надо исповедаться, и в то же время не знаем, что сказать на исповеди. Это случается тогда, когда по отношению к самим себе мы исходим из ложной предпосылки: я не хуже другого. В результате мы не видим ничего из ряда вон выходящего в том, что бы мы ни натворили: нам кажется, что так поступают все. Когда мы приходим на исповедь, очень важно видеть свою неправду. Вне зависимости от того, поступают ли так все или нет, важно, что я не имею права так поступать, я искренне опознал в себе эту неправду, и я должен с ней расстаться.

Часто камнем преткновения является смущение, с которым мы приходим на исповедь, особенно на первую. Смущение вызвано не только стыдом, но еще и недоверием к священнику. Важно помнить, что нашу исповедь принимает Сам Господь Иисус Христос, который невидимо стоит перед нами. Священник же является установленным от Бога свидетелем покаяния и нашим помощником в этом деле. Приходя на исповедь, очень важно уяснить, что стыдно грешить, а не каяться, что чувство стыда о соделанном — это пламень, пожигающий грех, что страх Божий — не испуг перед Богом или ужас кар, а боязнь оборвать тонкие, сокровенные нити, связывающие нас с Творцом. Важно помнить: это нужно лично мне, а не кому-то; от этого зависит моя вечная жизнь или смерть.

Перед тем как направиться на исповедь, нужно побыть в уединении, помолиться Богу, что бы Он дал нам истинное покаяние, освятил тайные уголки нашей души. Если мы не побоимся заглянуть в собственное сердце и будем откровенны с самими собой, то увидим бездну своих грехов. Важно помнить, что нет такого греха, который Господь не сможет простить.

Наши грехи и греховные состояния по отношению к Богу:

Жизнь без молитвы, отсутствие внутренней живой связи с Богом. Богохульство, кощунство над святыней.

Занятие магией, прорицанием, астрологией, гаданием и т.д. Обращение к колдунам, экстрасенсам, бабкам, гадалкам, что является явным богохульством: начиная с отречения от веры и надежды на Бога и заканчивая общением с сатаной.

Поиски ложной духовности: членство в сектах (христианских и нехристианских), медитация, йога и прочие оккультные практики. Переодевание в костюмы нечистой силы даже ради забавы (празднество Хэллоуина и т.п.).

Клятвопреступление, ложные клятвы, несоблюдение обетов. Призывание имени Божия в худых делах, шутках, забавах.

Недоверие к Богу, неверие в Его благой Промысл в несчастьях и в различных затруднениях. Вера в приметы, в судьбу, в гороскопы и сны.

Равнодушие к духовной жизни. Неисполнение утренних и вечерних молитв. Пренебрежение к постам и постным дням. Непосещение Богослужения в воскресные дни и праздники. Рассеяние  мыслей и разговоры во время Богослужения. Грубые и мелочные замечания молящимся.

Редкое причащение Святых Христовых Тайн. Причащение без приготовления и примирения с ближними.

Неосведомленность в вопросах веры. Нежелание знать о вере ничего, кроме самых элементарных правил. Нежелание читать Св. Писание и книги Святых Отцов о духовной жизни.

Грехи и преступления по отношению к ближним:

Отсутствие любви к ближнему, безразличие к нему, пренебрежение, презрение, неблагодарность. Отсутствие добрых дел и милосердия.

Ненависть, зависть, злорадство, злопамятство, воздаяние злом за зло. Грубость, дерзость, насмешки, ссоры, проклятия, жестокость.

Вражда, издевательство, насилие, убийство.

Убийство дитя во чреве: аборты и прочие абортивные средства. Совет и участие в совершении аборта.

Развращение детей и подростков. Пропаганда насилия, половой распущенности и сексуальных извращений в любой форме.

Советы к совершению греха, разглашение чужих грехов, осуждение, сплетни, клевета.

Ложь, обман, неискренность, нечестность, утаивание найденной вещи. Воровство. Хищения на службе и на работе, вымогательство, незаконные сделки, жизнь за чужой счет.

Неуважение к родителям, старшим, учителям, священникам.

Неразумное вмешательство в семейную жизнь своих детей.

Несправедливое отношение к подчиненным.

Жестокое обращение с животными.

Греховные проявления в семье:

Нарушение супружеской верности (прелюбодеяние).

Отсутствие заботы о своей семье. Отсутствие любви и уступчивости. Стремление властвовать и эгоизм. Развод без серьезных на то причин, которые допускает Церковь.

Безразличие к воспитанию детей в православной вере и заповедях Божиих.

Невоздержание в супружеской жизни накануне постных, воскресных и праздничных дней.

Грехи по отношению к самому себе:

Гордость, самомнение, самолюбование. Высокомерие, надменность, эгоизм.

Тщеславное разглашение своих добрых поступков и добродетелей. Любовь к похвалам.

Курение, пьянство, наркомания и ее разновидности. Опьянение до скотского состояния. Одуряющая музыка.

Азартные игры. Трата времени в многочасовых развлечениях.

Книги, фильмы, инернет-ресурсы и компьютерные игры со сценами насилия, ужасов и убийства.

Бесстыдное поведение и вызывающий внешний вид. Нескромная и нецеломудренная одежда. Непристойные анекдоты, песни, танцы. Безумное следование моде, выражающей дух блуда и тщеславия.

Порнографические и эротические книги, журналы, фильмы, интернет-ресурсы, компьютерные игры.

Любовь к деньгам и имуществу. Расточительство, роскошь. Жадность и корыстолюбие. Стремление хорошо устроиться в этой жизни в ущерб другим.

Объедение, страсть к лакомству. Употребление в пищу крови животных.

Сквернословие. Пустословие и болтливость.

Плотские грехи:

Блуд, прелюбодеяние (добрачные и внебрачные половые связи и сожительства).

Рукоблудие, гомосексуализм и прочие извращения, извращения в интимной супружеской жизни (исповедуются без подробностей).

Блудное услаждение нечистыми мыслями, фантазиями и прикосновениями.

Прикосновение к святыням в нечистоте.

Очень часто мы исповедуемся в различных незначительных промашках и не придаем никакого значения тому, что не любим Бога, ненавидим своего ближнего, не верим в слово Божие и остаемся полными высокомерия и честолюбия. Священники часто становятся свидетелями страшной ситуации: в ответ на совет попытаться примириться с ближним исповедующийся бесстыднейшим образом отвечает: «Разговаривать я с ним не буду! Видеть его не хочу и не желаю». И при этом мы требуем, чтобы священник допустил нас до причащения Святых Тайн!

Другой привычный для нас грех – осуждение. Кто не осуждает ближнего, тот без труда получит спасение. «Но люди, оставя плакаться о своих грехах, взяли суд из рук Сына Божия, и сами, как бы безгрешные судят и осуждают друг друга. Небо ужасается сему и земля трепещет!» - говорил преп. Максим Исповедник.

5. Правила исповеди

Чтобы наша исповедь была угодна Богу, она должна быть искренней, правдивой, проникнута смирением и страхом Божиим. На исповеди мы не должны:
1) Исповедоваться в чужих грехах;
2) Рассказывать пространные истории. Исповедоваться общими словами;
3) Рассказывать о своих добрых делах и несуществующих добродетелях.
4) Говорить о грехах, в которых уже исповедовались, кроме тех случаев, когда мы их повторяем;
5) Что-либо утаивать, потому что мы тем самым смеемся над Таинством, но Бог поругаем не бывает. В результате, вместо прощения мы лишь усугубим свои грехи.

Молитва разрешения (прощения) грехов читается священником над покаявшимися. Если у нас нет и намека на покаяние, если мы не собираемся отказываться от своей греховной жизни, тогда эта молитва остается недействительной.

6. Путь покаяния

Нужно понимать, что даже если тебя простили все священники, патриархи, архиереи и весь мир, ты все равно не будешь прощен, если не удалишься от греха и не изменишь свою жизнь. Покаяние не должно ограничиваться взрывом эмоций. Нам следует исправлять свои ошибки, не возвращаться к одним и тем же грехам, старательно исполнять заповеди Божии. Борьба с грехом болезненна и горестна. Требуется время, труд, навык в добродетели и содействие благодати Божией. Необходимы частая исповедь и причащение Святых Христовых Тайн.

Не надо забывать: то греховное, патологическое состояние, которое складывалось в течение десятилетий, не может измениться в один миг. На жизненном пути всегда есть вероятность, что мы снова впадем в грех. Но не нужно унывать. Лечебница покаяния всегда открыта. «Впасть в грех свойственно человеку. Оставаться же во грехе свойственно не человеку, но сатане», - говорят отцы Церкви. Поэтому святые так усиленно просили Бога: «Даруй мне покаяние всецелое».

    Узнать больше
    о нашем храме

    Катехизические беседы перед Таинством Крещения

    troicaПеред Своим вознесением на Небеса Господь наш Иисус Христос заповедал апостолам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19). Поэтому крещению должно предшествовать «научение» - ознакомление с главными вероучительными истинами и нравственными нормами христианства. Этому и посвящены катехизические беседы. Из первой беседы Вы получите начальные сведения о Боге, о творении мира и человека, о грехопадении и его последствиях. Вторая беседа посвящена спасению падшего человечества. В ней рассказывается о Христе Спасителе, о Церкви Христовой как завершении домостроительства спасения. В третьей беседе рассказывается о заповедях Божиих и о духовно-нравственной жизни христианина.

    Перейти к статьям

    О Церковных Таинствах

    tainstvaСвятая Церковь преподает нам «все, потребное для жизни и благочестия» (2 Петр. 1, 3). Без благодатных сил не может жить ни один человек, и они подаются нам по мере нашей веры и любви к Богу. Действия же, через которые подаются нам эти силы, называются Таинствами. Таинство есть священное действие, в котором через какой-либо видимый внешний знак, невидимо, непостижимым для нас образом, подается нам благодать Святого Духа, или спасительная сила Божия.
    Таинств Церкви семь: Таинство Крещения, Таинство Миропомазания, Таинство Покаяния, Таинство Венчания (Брак), Таинство Елеосвящения (Соборование), Таинство Священства и, наконец, Таинство Таинств - Причащение (Евхаристия).

    Перейти к статьям

    Основы Православной культуры в школе

    Основы православной культуры (ОПК) — учебный предмет, включённый Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную программу (4-й класс) в качестве федерального образовательного компонента в рамках курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Цель предмета — ознакомить школьников с историей, культурой и основными ценностями православия. Преподавание предмета ведется школьными педагогами. Родители (законные представители) имеют право по своему желанию выбрать предмет «Основы православной культуры» в качестве одного из модулей обязательного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

    Перейти к статьям

    Рекомендуем почитать

    smiВ этом разделе мы предлагаем Вам подборку материалов, взятых с различных православных сайтов. В первую очередь они затрагивают актуальные вопросы духовной жизни современного христианина. Мы надеемся, что эти материалы помогут Вам лучше понять, что такое Церковь Христова, какого её служение в наши дни, и какое место мы занимаем в Ней.

    Перейти к статьям

    Электронная библиотека

    Электронная библиотека — упорядоченная коллекция разнородных электронных документов (в том числе книг), снабженных средствами навигации и поиска. Может быть веб-сайтом, где постепенно накапливаются различные тексты (чаще литературные, но также и любые другие, вплоть до компьютерных программ) и медиафайлы, каждый из которых самодостаточен и в любой момент может быть востребован читателем.

    Перейти к статьям

Читайте
на нашем сайте
Интересное
с других сайтов

Протоиерей Алексей Уминский. Неправильная Церковь, или православие и шашки

28.01.2016     Источник: Православие и мир

«Вы выступаете против Церкви», –  заявляют как «правые»,  так и «левые» своим оппонентам. А что такое Церковь? Нужно ли защищать и оправдывать ее перед внешним миром? Должна ли сама Церковь приносить покаяние? Всех ли можно считать членами Церкви, в том числе чиновника-коррупционера? Об этом и о многом другом – в интервью с протоиереем Алексием Уминским, настоятелем храма Живоначальной Троицы в Хохлах.

Подробнее...

Протоиерей Владимир Залипский. Царство Божие очень от нас зависит

27.12.2015     Источник: Православие и мир

Накануне 1985 года протоиерей Владимир Залипский (1926–1997), любимый многими таллинский священник, обратился к прихожанам перед литургией со словами, которые, смотря на нынешние наши реалии, ничуть не потеряли своей актуальности, а то и стали еще важнее. Давайте вслушаемся в них и простим друг друга – для разнообразия хотя бы. Спасительного разнообразия.

Подробнее...

Протоиерей Владимир Залипский: Вот что важно — и в скорбях будет радость

19.04.15.     Источник: Православие и мир

…Гремят пасхальные приветствия, призывая нас к жизни в новой — евангельской — реальности, доказывая окончательную победу Христа над тьмой греха и смерти. Гремит победная, чистая радость, но, как показывает практика, далеко не всегда торжественные возгласы сопровождаются сочувствием человеческого сердца. Ну, бывает же так: должно быть радостно, а на сердце камень. Весь пост готовились — боролись с грехами, а тут вместо немедленной награды за борьбу — получай сюрприз какой-нибудь очень неприятный, а то и вовсе удар, беду, страдание. Где логика, спрашивается? Она есть, оказывается, и лежит вообще-то на ладони — нужно только внимательнее в себя всмотреться, без претензий на собственную праведность и оскорбленную невинность.

Подробнее...

Инокиня Васса (Ларина). Современный кризис литургического благочестия.

20.04.15     Источник: Православие и мир

21 марта в Лектории «Правмира» совместно с Татьянинским творческим содружеством состоялась открытая лекция инокини Вассы (Лариной) «Современный кризис литургического благочестия». Инокиня Васса – доктор богословия, преподаватель Института литургических исследований Богословского факультета Венского университета, автор и ведущий знаменитого шоу «Кофе с сестрой Вассой».

Подробнее...

Митрополит Антоний Сурожский. Великий пост — 40 унылых и безрадостных дней?

03.03.15     Источник: Православие и мир

Слишком часто мы воспринимаем пост как период скорби, как период безрадостного погружения в себя самих или наоборот, как период, когда мы с большой грустью видим, что мы так привыкли не смотреть в глубины свои, что пост является как бы чисто внешним упражнением. Пост как будто нас лишает чего-то, но не дает, если не ничего, то того, о чем мы можем мечтать. А пост — это совершенно нечто другое.

Подробнее...