Город Сосновый Бор построен на месте старинных деревень Старые Калищи и Устье. Эти земли в разное время входили в состав Новгородской республики, Великого княжества Московского, были шведской провинцией, и, наконец, влились в Российскую империю.
Местные жители приняли православие еще в XII-XIII веках. Однако православного храма на этой территории никогда не было.

Жители местных деревень были приписаны к приходам более крупных населенных пунктов. Известно, что в начале XVIII века это был приход церкви Успения Божией Матери в Копорье. К этому времени относится постройка часовни в деревне Калищи (1710-е годы). В конце XVIII века, когда была построена Благовещенская церковь в селе Коваши, местных жителей отнесли к вновь организованному приходу. Интересно отметить, что одна из двух церковно-приходских школ Благовещенского прихода находилась в деревне Устье.

К сожалению, исторических сведений о религиозной жизни наших предков до XVIII века обнаружить не удается.

Первая религиозная община Русской Православной Церкви на территории, занимаемой городом Сосновый Бор, была организована только в 1990 году.

Конец 80-х – начало 90-х годов это особый период нашей истории. Вместе с началом демократических реформ в стране люди почувствовали тягу к вечным вопросам бытия: о смысле жизни человека и человеческой истории, о принципах жизни, о путях к истинному счастью. Без преувеличения это время можно назвать временем духовного ренессанса.

Кто-то шел в одиночку. А кто-то стремился к тому, чтобы объединиться в своих духовных исканиях с единомышленниками. Так в конце 80-х в Сосновом Бору возник философский клуб «Мировоззрение». Его организатором стал Николай Флорианович Вечер. Члены клуба изучали и обсуждали различные философские учения, в том числе и религиозные. Событием в истории клуба, как впрочем, и в истории становления будущего прихода, стали лекции кандидата филологических наук Ираиды Серафимовны Грачевой «Библия как литературный источник». Наверное, впервые в нашем городе зазвучало Слово Божие.

Нельзя не вспомнить и о встречах членов клуба с легендарным псковским священником Павлом Адельгеймом. Именно на этих встречах те, кто искали Истину, осознали, где Она обитает. Именно тогда пришло осмысление того, что им делать дальше. Возникла идея организации в Сосновом Бору православной общины.

Сформировавшаяся инициативная группа обратилась с письмом в Сосновоборский городской Совет народных депутатов, в Ленинградский областной исполнительный комитет, Уполномоченному по делам религий по Ленинграду и Ленинградской области, в Совет по делам религий Совета Министров СССР: «Мы, нижеподписавшиеся жители города Сосновый Бор, просим зарегистрировать нас как религиозную общину Русской Православной Церкви».

Инициативная группа состояла из 26 человек: 3 – инженерно-технических работника, 10 служащих, 6 рабочих, 6 пенсионеров и 1 учащийся. Представлять интересы общины перед государственными органами было поручено совету в составе: Александр Васильевич Грибов, Лидия Терентьевна Воронина и Александр Иванович Касач.

23 августа 1990 года исполком Сосновоборского городского Совета народных депутатов принял решение: «Ходатайствовать перед Леноблисполкомом о регистрации религиозной общины Русской Православной Церкви в гор. Сосновый Бор Ленинградской области». Одновременно отделу архитектуры горисполкома (главный архитектор города Ю.Т.Савченко) было поручено «в срок до 01.10.90 г. проработать вопрос о выделении земельного участка для строительства культового здания для молитвенных целей в пределах городской черты».

Наконец, 27 сентября 1990 года православная религиозная община в г. Сосновый Бор была зарегистрирована Советом по делам религий при Совете Министров СССР. Решение этого Совета предписывало и выделение общине земельного участка для строительства молитвенного здания. Промыслительным образом дата регистрации общины органами советской власти совпала с праздником Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. И с этого дня, пока еще невидимым образом, над городом возсиял Крест Христов!

4 октября 1990 года деятельность по организации прихода и строительства православного храма благословил митрополит Ленинградский и Ладожский Иоанн (Снычев).

9 ноября 1990 года в зале ДК «Строитель» состоялось учредительное собрание. Возглавил собрание архимандрит Гурий (Кузьмин)– настоятель собора великомученицы Екатерины в г. Кингисепп и Крестовоздвиженской церкви Ополье Кингисеппского района. Были решены общие вопросы, связанные с организацией религиозной общины Русской Православной Церкви. Избран Приходской совет под председательством А.В.Грибова.

Предложение о том, что городской храм будет посвящен иконе Божией Матери «Неопалимая Купина», возражений не встретило. Еще были свежи воспоминания о Чернобыльской катастрофе, а среди собравшихся присутствовали участники ликвидации последствий этой аварии. Сосновоборцы, чья жизнь тесно связана с работой Лениградской атомной электростанции, не без оснований полагали, что эта икона будет хранить город. Икона эта издавна почитается на Руси как защитница от стихийных бедствий и катастроф, связанных с огнем.

На этом же собрании решался вопрос о месте строительства будущего храма. Под эту задачу городские власти выдели участок земли на берегу реки Коваш рядом с городским кладбищем.

15 ноября 1990 г. исполком горсовета зарегистрировал Устав общины Русской Православной Церкви г. Сосновый Бор. И в этом же месяце митрополитом Ленинградским и Ладожским Иоанном (Снычевым) был утвержден приходской Устав. Сосновоборский православный приход был причислен к Гатчинскому благочинническому округу (благочинный - архимандрит Гурий (Кузьмин)).

Осенью 1990 года мэрией г. Сосновый Бор при активном содействии вице-мэра Юрия Михайловича Страхова приходу был выделен дом площадью около 50 кв.м в деревне Ручьи на улице Береговая. В течение двух месяцев этот дом на средства прихожан был отремонтирован и приспособлен для совершения Богослужений. 19 января 1991 года состоялось его освящение, которое совершил архимандрит Гурий (Кузьмин). О.Гурий подарил приходу первую икону Божией Матери «Неопалимая Купина». Над ее восстановлением потрудился сосновоборский художник Николай Владимирович Монастырев.

Вскоре приход обрел и своего первого настоятеля. Им стал иерей Евгений Постников. 30 марта 1991 года о.Евгением были отслужены первые требы. А день 3 мая стал для прихожан особенно знаменательным: в этот день была совершена первая Божественная Литургия. И с этого времени богослужения стали совершаться регулярно.

Постепенно молитвенный дом в Ручьях стал наполняться церковной утварью. Уместно вспомнить историю серебряной чаши, подаренной приходу жительницей города. Эта чаша много лет хранилась в ее семье. Ей же она перешла от родителей, которые пережили Великую Отечественную войну, были эвакуированы в Казахстан, и, несмотря на тяготы военного времени, сумели ее сохранить. И по сей день эта чаша используется в храме по ее прямому назначению в Таинстве Евхаристии.

Постепенно стала налаживаться приходская жизнь. В 1992 года начала работу воскресная церковно-приходская школа, первым руководителем которой стал староста прихода – А.В.Грибов. Состоялись первые поездки по святым местам: в Валаамский Спасо-Преображеенский мужской монастырь, Пюхтицкий Успенский женский монастырь. Начали выстраиваться дружеские отношения с казаками станицы «Воздвиженская».

По-прежнему приход поддерживал отношения с о.Гурием (Кузьминым). Началось общение с о.Василием Ермаковым – настоятелем церкви Серафима Саровского в Санкт-Петербурге.

Оживление приходской жизни не ослабило желания иметь в городе здание церкви, решение о строительстве которого было принято еще в 1991 году. Тем более, как показало время, размер молитвенного дома оказался слишком мал, чтобы вместить всех богомольцев. 17 сентября 1992 года, в праздник иконы Божией Матери "Неопалимая Купина", Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) освятил предполагаемое место строительства. Однако приступить к строительству храма в условиях глубокого системного кризиса 90-х годов так и не удалось.

В феврале 1993 года по приглашению итальянской религиозной благотворительной организации «Милосердие» по благословению митрополита Иоанна о.Евгений и А.В.Грибов побывали в Италии. По результатам поездки в мае 1993 года эта организация переслала жителям нашего города около 5 тонн гуманитарной помощи: одежда, лекарства. В числе получивших эту помощь были ветераны, инвалиды, воспитанники детского дома, работники учебных и воспитательных заведений. В обстановке тяжелейшего социально-экономического кризиса эта благотворительная акция с участием прихода имела огромное значение.

Летом 1993 года сосновоборский приход возглавил иерей Олег Емельяненко– настоятель собора Архангела Михаила в г. Ломоносове. В течение года богослужения совершались клириками этого собора. В этот период в молитвенном доме был установлен и освящен иконостас. Проект иконостаса выполнила Л.О.Бакурская. А изготовлен он был силами прихожан: Сергея Анищенко, Вячеслава Завадского и Андрея Мекрюкова.

В 1994 году заботу о попечении прихода взял на себя иерей Викторин Кадников (место постоянного служения – Свято-Троицкий храм в пос. Гостилицы). За небольшой срок общения с сосновоборскими прихожанами о.Викторин сформировал в приходе благочестивую молитвенную атмосферу и завоевал искрении симпатии людей.

11 августа 1994 года указом митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна настоятелем прихода иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» был назначен иерей Стефан Витько. И с этого времени в истории прихода начался новый этап.

    Узнать больше
    о нашем храме

    О храмовом богослужении

    "Господь дал нам церковные службы с пением, как немощным детям; мы еще не умеем молиться, как должно, тогда как пение всем полезно, когда поют во смирении. Но лучше, когда сердце наше становится храмом Господним, а ум - престолом Его... Господь славословится во святых храмах, а монахи-пустынники славят Бога в сердцах своих. Сердце пустынника - храм, а ум его служит престолом, ибо Господь любит обитать в сердце и уме человека"
    Архимандрит Софроний (Сахаров)

    Перейти к статьям

    Расписание богослужений

    "Наши богослужебные песнопения все назидательны, глубокомысленны и возвышенны. В них вся наука богословская, и все нравоучение христианское, и все утешения, и все устрашения. Внимающий им может обойтись без всяких других учительных христианских книг".
    Святитель Феофан Затворник

    Перейти к статьям

    История Прихода

    Православная религиозная община в г. Сосновый Бор была зарегистрирована Советом по делам религий при Совете Министров СССР 27 сентября 1990 года. Промыслительным образом дата регистрации общины органами советской власти совпала с праздником Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. И с этого дня, пока еще невидимым образом, над городом возсиял Крест Христов!
    4 октября 1990 года деятельность по организации прихода и строительства православного храма благословил митрополит Ленинградский и Ладожский Иоанн (Снычев).

    Перейти к статьям

    Икона Божией Матери "Неопалимая Купина"

    В основе изображения иконы – библейский рассказ о явлении пророку Моисею на горе Синай горящей, но не сгорающей купины (куста), истолкованный богословами как прообраз Божией Матери. Неопалимая купина приоткрывает нам тайну воплощения Бога Сына от Приснодевы Марии и знаменует собой непорочное зачатие Богоматерью Христа Спасителя. Купина горит и не сгорает – Дева рождает и пребывает Приснодевой. Став Матерью, Она осталась Девой: до рождества Дева, в рождестве Дева и по рождеству Дева.

    Перейти к статьям