Сегодня трудно найти человека, который бы не знал, что такое икона. Ни для кого не секрет, что икона - основа основ православной культуры. Однако в сознании многих современных людей икона, будучи предметом культа, является либо предметом поклонения, либо исторической реликвией, имеющей определенную ценность. К сожалению, в XX столетии утратилось понятие иконы как хранилища божественного Откровения, и носителя Истины. Наши предки поклонялись иконе, но не дереву и краскам, а образу, запечатленному в ней, а значит, самому прообразу. В иконе они сознавали два уровня: изобразительный и смысловой (скрытый, лишь умом постигаемый смысл). Икона как носитель возвышенного, носитель духовной благодати – объясняет многие специфические особенности ее художественного языка.

Образ Божией Матери Неопалимая КупинаОбраз Девы Марии, земной женщины, ставшей матерью Иисуса Христа, Сына Божия, распятого за грехи человеческие, - самый любимый и почитаемый в христианстве. Именно к нему с молитвой о спасении и защите в самое тяжелое время прибегали и по прежнему прибегают миллионы верующих, и во многих эта вера вселяет надежду на спасение, помогает найти себя в жизни.

Среди многочисленных икон, посвященных Божией Матери, ее образ «Неопалимая Купина» выделяется своей красотой, необычностью построения и загадочностью смысла. Изображение Богоматери с мягко склоненной головой и нежным ликом, поддерживающей рукой младенца Христа, окружено фигурами святых и композициями на библейские темы.

В основу сюжета иконы положено толкование святого Григория Нисского и святого Феодорита видения пророку Моисею горящего и несгорающего тернового куста (или иным словом - купины). Об этом событии рассказывается в 3-ей главе ветхозаветной книге «Исход»: «Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх.3:1-5).

Святые богословы трактуют несгораемую (неопалимую) купину как символ - прообраз Богоматери Приснодевы, неопалимо вместившей в себя огненное естество Сына Божия. Купина горит и не сгорает — Дева рождает и пребывает Приснодевою. Став Матерью, Она осталась Девою: до рождества Дева, в рождестве Дева и по рождеству Дева.

Сложная символическая композиция иконы «Неопалимая Купина» состоит из двух перекрещивающихся четырёхугольников, наложенных один на другой, и образующих восьмиконечную звезду. Известно, что восьмиконечная звезда сама по себе является символом Богоматери. В центре иконы - изображение Богоматери с младенцем в круглом жёлтом сиянии. Жёлтый круг окаймлён красным, наполненным огненными херувимами, знаменующими славу Богоматери и Сына Божия. Богоматерь держит в правой руке свою эмблему — лестницу. Здесь же изображен Небесный Иерусалим, за стенами которого Христос в царской короне. На плече Богородицы ещё одно изображение Христа – в виде Царя Славы.


В лучах первого сине-зеленого четырехугольника расположены ангелы – властители природных явлений: хорошей погоды, дождя, ветра и бури. В руках у них соответствующие атрибуты: радуга (дуги), облака, открытый сосуд и нагая фигура.

Ангел непрестанной молитвы
В нижнем углу этого четырехугольника изображен Ангел непрестанной молитвы. В руках у него кадило и светильник. Кадило — символ возносимых к Богу прошений, а светильник — символ надежды. Надпись: «Молитву и кадило к Богу Ангелъ Господень приноситъ».


Ангел росы и мглы Ангел служения снегу и инею
Ангелов – властителей природных стихий дополняют изображения Духа Силы - Ангела росы и мглы и Ангела служения снегу и инею. Их можно увидеть на облаках справа и слева от верхнего угла сине-зеленого четырехугольника.

Помимо них вокруг восьмиконечной звезды на двухлепестковых облаках расположены другие ангелы. С левой стороны иконы - Дух Премудрости – Ангел огня. Изображен с огнем в руке. Пламя в руке Ангела прообразует сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы.

Дух Премудрости - Ангел огня Дух Страха Божия - Ангел грома и молний Дух Благочестия - Ангел мести врагам Дух Славы - Ангел мороза и льда Надпись на поле иконы: «Духъ Премудрости Ангелъ палящь сиречь будущее онаго века поведает». Ниже Духа Премудрости расположен Дух Страха Божия – Ангел грома и молний. Он держит в руках врата в Царство Небесное. Рядом с ним надпись: «Духъ Страха Божія возгременія молніи стрaшное проявляя Пришeствіе». С правой стороны иконы изображен Дух Славы – Ангел мороза и льда. На поле иконы надпись: «Духъ Славы Ангелъ творяй мрaзъ и лeдъ благоразумно подая всемъ спасеніе». Ниже Духа Славы изображение Дух Благочестия – Ангел мести врагам. Он показан одетым в воинские доспехи. Сопутствующая надпись: «Дух Благочестія Ангелъ мести на супостаты подая чашу горести».

Ангел паления Дух Разума На нижних облаках расположены Ангел Паления и Дух Разума. Ангел паления держит на руке фигуру человека, предупреждая о праведном воздаянии за грехи. Дух разума держит в руке зеркало, в котором отражается младенец. Это напоминание о том, что верующие в этом мире призваны исполнять роль зеркала, в котором отражается слава Божия. На полях радом с изображениями этих Ангелов надписи: «Ангелъ Паленія сиречь хотящая быти от праведного Судіи поделомъ» и «Духъ Разума Ангелъ возбуждая от века спящая».

Надо сказать, что у ангелов на различных иконах «Неопалимой Купины» нет какого-то определенного места. Каждый иконописец считал себя вправе расположить их сообразно своему пониманию или желанию заказчика.


 

Апостол и Евангелист Матфей Апостол и Евангелист Марк Апостол и Евангелист Иоанн Богослов Апостол и Евангелист ЛукаВ лучах второго огненно-красного четырехугольника изображены символы четырёх евангелистов: Ангел - Матфея, Лев - Марка, Телец - Луки, Орёл - Иоанна.

Богоматерь собрала вокруг Предвечного Младенца весь мир — силы земные и Небесные. Именно такой, собранной воедино, и замыслил Вселенную Бог в Своей Премудрости, именно ею должны быть побеждены хаотические, центробежные силы смерти и распада.


 

Видение пророку Моисею Неопалимой Купины 'Жезл из корене Иессеова'По углам иконы представлены четыре ветхозаветных сюжета, прообразующих непорочное зачатие и рождение Приснодевою Мариею Сына Божия от Духа Святого. В левом верхнем углу - Видение пророку Моисею Неопалимой Купины, дополненной изображением Богоматери «Знамение» в обрамлении листвы и ветвей горящего куста.

В правом верхнем углу – «Жезлъ из корене Иессеова и цвет от него Христосъ». Пророк Исайя предсказывал о том, что Господь наш Иисус Христос, а также и Пречистая Матерь Его, произойдут от рода Давидова: «изыдет жезл из корене Иессеова, и цвет от корене его взыдет, и почиет на нем Дух Божий" (Ис.11:1-2). Этот жезл прообразует Пресвятую Деву Богородицу. Она произошла от безплодных родителей подобно тому, как процвел сухой жезл. Выражение: корень Иессеов (евр.: пень, обрубок), дает мысль об униженном состоянии Давидова рода в то время, когда происходит из него жезл - Дева Мария.

Видение пророку Иезекиилю затворённых врат Видение патриархом Иаковом лестницы на НебесаВ левом нижнем углу - Видение пророку Иезекиилю затворённых врат, как символа чудесного рождения Христа. «Видевши на востоке ворота и никакой человек не войдет ими, ибо Бог вошед ими» (Иез.44:1-2). Врата, обращенныя на восток, которыми проходит один Господь - Пречистая Дева Богородица. Под образом этих врат, пребывших заключенными до прошествия и по прошествии ими Господа, разумеется приснодевство Богоматери; причину же того, что они обращены на восток, надобно видеть в назначении их для входа Господа Иисуса Христа, который называется в Св. Писании Востоком.

Наконец, в правом нижнем углу - Видение патриархом Иаковом лестницы, утверждающей восстановленную с рождением Христа связь Неба и Земли. На пути в Месопотамию, в Вефиле, патриарх Иаков имел таинственное видение, в котором показана ему лестница, утверждавшаяся на земле и верхом своим достигавшая неба. «И увидел во сне: вот лестница стоит на земле, а верх ее касается неба: и вот ангелы Божии восходят и нисходят по ней» (Быт.28:12). Эта лестница изображала Пресвятую Деву. «Господь - говорит св. Иоанн Дамаскин - соорудил Себе одушевленную лествицу, которой основание утверждено на земле, а верх касается самаго неба и на которой утверждается Бог. Лествица духовная, т.е. Дева, утверждена на земле: потому что Она родилась на земли; глава Ея касалась неба: потому что глава Ея был Бог и Отец. Ангелы на лествице восходят и низходят, потому что в молитвах неусыпающая Богородица велит Ангелам, да с Нею вместе непрестанно помогают людем и восходя возносят к Богу молитвы молящихся, а низходя приносят от Бога людем помощь и дарования».

Монастырь святой Екатерины Первая икона Божией Матери «Неопалимая Купина» была привезена на Русь из Синая палестинскими иноками в 1390 году. По преданию, она была написана на камне той самой скалы, где Моисей видел таинственный горящий и несгораемый куст. На месте, где некогда пророк Моисей увидел неопалимую купину, сейчас расположен монастырь Святой Екатерины, основанный в VI веке. Ни Мухамед, ни арабские халифы, ни Наполеон не стали разорять эту обитель. Она никогда не закрывалась, и вот уже полтора тысячелетия горит эта свеча Православия, горит - и не сгорает.

    Узнать больше
    о нашем храме

    О храмовом богослужении

    "Господь дал нам церковные службы с пением, как немощным детям; мы еще не умеем молиться, как должно, тогда как пение всем полезно, когда поют во смирении. Но лучше, когда сердце наше становится храмом Господним, а ум - престолом Его... Господь славословится во святых храмах, а монахи-пустынники славят Бога в сердцах своих. Сердце пустынника - храм, а ум его служит престолом, ибо Господь любит обитать в сердце и уме человека"
    Архимандрит Софроний (Сахаров)

    Перейти к статьям

    Расписание богослужений

    "Наши богослужебные песнопения все назидательны, глубокомысленны и возвышенны. В них вся наука богословская, и все нравоучение христианское, и все утешения, и все устрашения. Внимающий им может обойтись без всяких других учительных христианских книг".
    Святитель Феофан Затворник

    Перейти к статьям

    История Прихода

    Православная религиозная община в г. Сосновый Бор была зарегистрирована Советом по делам религий при Совете Министров СССР 27 сентября 1990 года. Промыслительным образом дата регистрации общины органами советской власти совпала с праздником Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. И с этого дня, пока еще невидимым образом, над городом возсиял Крест Христов!
    4 октября 1990 года деятельность по организации прихода и строительства православного храма благословил митрополит Ленинградский и Ладожский Иоанн (Снычев).

    Перейти к статьям

    Икона Божией Матери "Неопалимая Купина"

    В основе изображения иконы – библейский рассказ о явлении пророку Моисею на горе Синай горящей, но не сгорающей купины (куста), истолкованный богословами как прообраз Божией Матери. Неопалимая купина приоткрывает нам тайну воплощения Бога Сына от Приснодевы Марии и знаменует собой непорочное зачатие Богоматерью Христа Спасителя. Купина горит и не сгорает – Дева рождает и пребывает Приснодевой. Став Матерью, Она осталась Девой: до рождества Дева, в рождестве Дева и по рождеству Дева.

    Перейти к статьям

Читайте
на нашем сайте
Интересное
с других сайтов

Протоиерей Алексей Уминский. Неправильная Церковь, или православие и шашки

28.01.2016     Источник: Православие и мир

«Вы выступаете против Церкви», –  заявляют как «правые»,  так и «левые» своим оппонентам. А что такое Церковь? Нужно ли защищать и оправдывать ее перед внешним миром? Должна ли сама Церковь приносить покаяние? Всех ли можно считать членами Церкви, в том числе чиновника-коррупционера? Об этом и о многом другом – в интервью с протоиереем Алексием Уминским, настоятелем храма Живоначальной Троицы в Хохлах.

Подробнее...

Протоиерей Владимир Залипский. Царство Божие очень от нас зависит

27.12.2015     Источник: Православие и мир

Накануне 1985 года протоиерей Владимир Залипский (1926–1997), любимый многими таллинский священник, обратился к прихожанам перед литургией со словами, которые, смотря на нынешние наши реалии, ничуть не потеряли своей актуальности, а то и стали еще важнее. Давайте вслушаемся в них и простим друг друга – для разнообразия хотя бы. Спасительного разнообразия.

Подробнее...

Протоиерей Владимир Залипский: Вот что важно — и в скорбях будет радость

19.04.15.     Источник: Православие и мир

…Гремят пасхальные приветствия, призывая нас к жизни в новой — евангельской — реальности, доказывая окончательную победу Христа над тьмой греха и смерти. Гремит победная, чистая радость, но, как показывает практика, далеко не всегда торжественные возгласы сопровождаются сочувствием человеческого сердца. Ну, бывает же так: должно быть радостно, а на сердце камень. Весь пост готовились — боролись с грехами, а тут вместо немедленной награды за борьбу — получай сюрприз какой-нибудь очень неприятный, а то и вовсе удар, беду, страдание. Где логика, спрашивается? Она есть, оказывается, и лежит вообще-то на ладони — нужно только внимательнее в себя всмотреться, без претензий на собственную праведность и оскорбленную невинность.

Подробнее...

Инокиня Васса (Ларина). Современный кризис литургического благочестия.

20.04.15     Источник: Православие и мир

21 марта в Лектории «Правмира» совместно с Татьянинским творческим содружеством состоялась открытая лекция инокини Вассы (Лариной) «Современный кризис литургического благочестия». Инокиня Васса – доктор богословия, преподаватель Института литургических исследований Богословского факультета Венского университета, автор и ведущий знаменитого шоу «Кофе с сестрой Вассой».

Подробнее...

Митрополит Антоний Сурожский. Великий пост — 40 унылых и безрадостных дней?

03.03.15     Источник: Православие и мир

Слишком часто мы воспринимаем пост как период скорби, как период безрадостного погружения в себя самих или наоборот, как период, когда мы с большой грустью видим, что мы так привыкли не смотреть в глубины свои, что пост является как бы чисто внешним упражнением. Пост как будто нас лишает чего-то, но не дает, если не ничего, то того, о чем мы можем мечтать. А пост — это совершенно нечто другое.

Подробнее...